Ответы на вопросы на стр.130 Часть 2 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)

К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему. Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.



Решение задачи: К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему. Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.Решение задачи: К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему. Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.Решение задачи: К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему. Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.Решение задачи: К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему. Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.

Ниже вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:

К какому жанру можно отнести это произведение? Объясним почему.

Произведение «Два плуга» К. Д. Ушинского можно отнести к литературной сказке с элементами басни и поучительного рассказа.

Обоснование жанра:

1. Признаки сказки:

o В тексте используется аллегория – неодушевлённые предметы (плуги) ведут диалог, что характерно для сказок.

o Есть очевидный моральный урок, что сближает его с народными сказками, которые учат важным жизненным истинам.

o Простота формы и поучительность делают рассказ доступным для детей, что соответствует традициям литературной сказки.

2. Элементы басни:

o В произведении присутствует противопоставление двух персонажей: один плуг трудился и стал лучше, а другой бездействовал и заржавел. Это приём, часто встречающийся в баснях.

o Как и в басне, текст заканчивается моралью, подчёркивающей основную мысль – «труд облагораживает, а безделье разрушает».

3. Поучительный рассказ:

o Произведение напоминает притчу или нравоучительный рассказ, так как даёт прямую жизненную установку без сказочных приключений или волшебных элементов.

o К. Д. Ушинский стремился к воспитанию детей через примеры, поэтому его произведения имеют дидактическую направленность.

Вывод:

«Два плуга» можно охарактеризовать как литературную сказку с элементами басни и поучительного рассказа, так как в нём есть и аллегория, и мораль, и воспитательное значение, что делает текст одновременно сказочным и назидательным.

Найдём в тексте слова, которые выражают его главную мысль.

В тексте «Два плуга» К. Д. Ушинского главная мысль выражается через следующие слова и фразы:

1. «От труда, мой милый» – ключевая фраза, объясняющая, почему один плуг блестит, а другой заржавел. Она подчёркивает главную идею произведения: труд облагораживает, а бездействие ведёт к разрушению.

2. «Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской» – показывает, что работа делает предмет (и человека) ещё более ценным.

3. «Плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной» – говорит о том, что без дела человек теряет свои способности и становится слабее.

Эти слова и фразы помогают понять главную мысль рассказа: труд делает человека лучше, а безделье приводит к упадку и бесполезности.

Какие пословицы на эту тему мы можем привести?

Вот несколько пословиц, которые подходят к главной мысли рассказа «Два плуга» К. Д. Ушинского:

1. Труд кормит, а лень портит. – Тот, кто трудится, становится лучше, а безделье только вредит.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. – Чтобы чего-то добиться, нужно работать.

3. Под лежачий камень вода не течёт. – Если ничего не делать, ничего и не изменится.

4. Кто не работает, тот не ест. – Без труда невозможно получить хороший результат.

5. Терпи казак – атаманом будешь. – Труд и терпение помогают достичь успеха.

6. Дело мастера боится. – Если человек трудолюбив, работа будет даваться ему легко.

Эти пословицы, как и рассказ, учат, что труд делает человека лучше, а безделье приводит к упадку.

Прочитайте рассказ и подготовьте для класса один-два вопроса по его содержанию.

1. Почему ни одно из животных и насекомых не захотело играть с детьми?

Ответ: Все животные, насекомые и даже ручей были заняты важными делами: жук искал еду, пчела собирала мёд, муравей строил жилище, белка заготавливала орехи, голубь вил гнездо, а ручей работал день и ночь. Они понимали, что труд необходим, чтобы выжить и принести пользу. Дети же бездельничали, поэтому никто не захотел тратить на них время.

2. Как дети поняли свою ошибку, и чему их научил этот день в роще?

Ответ: Когда ни одно существо не захотело с ними играть, дети поняли, что все заняты делом, а они ленятся. Особенно их пристыдила малиновка, которая объяснила, что отдых приятен только после труда. Дети осознали свою ошибку, пошли в школу и учились прилежно. Этот день научил их, что труд важен, а отдых заслужен только после выполнения своих обязанностей.