Ответы на вопросы на стр.73 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:



Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль? Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения. В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения:

Ниже вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:

Размышляем о прочитанном

1. Какие настроения передаёт поэт в стихотворении: грусть, веселье, радость, печаль?

Подкрепите свой ответ строчками из стихотворения.

В стихотворении Александра Пушкина "Зимний вечер" передаются сразу несколько оттенков настроения: грусть, печаль и, одновременно, стремление к веселью, которое служит попыткой утешить себя в трудный момент.

Грусть и печаль

Эти настроения пронизывают всё стихотворение, начиная с первых строк. Пушкин описывает бурю, которая «мглою небо кроет», и сравнивает её с зверем и ребёнком, что олицетворяет страх и беспомощность. Эти образы подчеркивают мрачность и тяжесть происходящего:

«Наша ветхая лачужка и печальна и темна».

«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».

Печальное умиротворение

Несмотря на бушующую бурю, в доме царит некое спокойствие, хотя и полное печали. Это выражается в образе старушки, сидящей у окна, которая «приумолкла», возможно, утомлённая бурей:

«Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?»

Стремление к веселью и утешению

В середине стихотворения герой предлагает выпить, чтобы утешить себя и свою спутницу, отвлечься от печали и ужаса за окном. Он ищет утешение в компании и песнях, что говорит о его попытке побороть уныние:

«Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

«Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».

Таким образом, стихотворение передает одновременно печаль и грусть от окружающей обстановки и стремление к утешению через простые радости — общение и песни. Эта двойственность подчёркивает человеческую способность находить утешение даже в самые мрачные времена.

2. Какими чертами живого существа наделяет поэт бурю?

Здесь использован приём олицетворения. Обратитесь к «Краткому словарю литературоведческих терминов» в разделе «Справочные материалы» в части 2 учебника, прочитайте определение олицетворения.

В стихотворении Пушкина "Зимний вечер" буря наделяется чертами живого существа, такими как способность издавать звуки, испытывать эмоции и взаимодействовать с окружающим миром. Поэт сравнивает бурю с различными живыми существами, что делает её более осязаемой и близкой для восприятия читателя.

Черты живого существа, которые приписываются буре:

1. Зверь — буря "завоет, как зверь", что придаёт ей свирепость, дикость и силу.

2. Ребёнок — буря "заплачет, как дитя", что наделяет её беспомощностью и эмоциональной ранимостью.

3. Путник — буря "застучит, как путник запоздалый", что придаёт ей способность передвигаться и искать убежище.

Олицетворение — это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы, явления природы или абстрактные понятия наделяются свойствами и качествами живого существа, такими как эмоции, воля или способность к действиям. В данном стихотворении буря олицетворяется, превращаясь в существо, способное завывать, плакать и стучаться в окно, что усиливает эмоциональное воздействие произведения.

3. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил доброе, нежное отношение к няне. Найдите в стихотворении слова и выражения, подтверждающие такое отношение.

В стихотворении "Зимний вечер" Пушкин выражает своё доброе и нежное отношение к няне через обращение к ней и описания её образа. Вот некоторые слова и выражения, которые это подтверждают:

1. «моя старушка» — Это нежное и ласковое обращение к няне. Слово "старушка" говорит о преклонном возрасте, но также и о теплоте, заботе и привязанности, которые Пушкин испытывает к ней.

2. «Приумолкла у окна» — В этой фразе передано сострадание и внимание к её состоянию. Пушкин замечает её молчание, возможно, усталость, и интересуется её самочувствием.

3. «добрая подружка бедной юности моей» — Эти слова выражают глубочайшую благодарность и уважение. Пушкин называет няню "доброй подружкой", что говорит о близости и доверии между ними. "Бедная юность" подчеркивает, что няня была рядом в трудные времена, поддерживая и помогая ему.

4. «Ты, мой друг, утомлена» — Называя няню другом, Пушкин показывает своё уважение и признательность за её долгие годы заботы. В этом обращении также содержится беспокойство о её состоянии.

Эти слова и выражения подчёркивают тёплые, уважительные и нежные чувства, которые Пушкин испытывал к няне на протяжении всей своей жизни.

4. Как вы думаете, почему при описании зимнего деревенского вечера поэт вспоминает о народной песне?

Пушкин вспоминает о народной песне при описании зимнего деревенского вечера, потому что народная песня тесно связана с русским укладом жизни, особенно в деревне. Зимний вечер в деревне ассоциируется с уединением, тишиной и тёплой атмосферой, когда люди собираются в домах, чтобы провести время вместе. В такие моменты, чтобы скрасить долгие зимние вечера, пение песен становится важной частью быта, источником утешения и общения.

Народная песня в стихотворении олицетворяет тепло, уют и душевность, которые контрастируют с бушующей за окном бурей. Песня может переносить мысли в мир спокойствия и воспоминаний, отвлекать от суровой реальности и приносить радость и умиротворение. Для героя стихотворения песня, вероятно, ассоциируется с детством, когда нянька пела ему колыбельные, и с теми простыми радостями, которые помогают сохранить душевное равновесие в трудные моменты.

Таким образом, упоминание о народной песне в стихотворении создаёт контраст между суровой природой и уютом дома, подчёркивая, как важны такие простые и душевные моменты в жизни человека, особенно в зимние вечера.

5. Какой приём народных песен использует поэт в построении, композиции стихотворения? Обратите внимание на то, как начинается и заканчивается произведение

В стихотворении "Зимний вечер" Александр Пушкин использует характерный для народных песен приём рефрена — повторение одних и тех же строк в начале и конце произведения.

Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

• Начало и конец стихотворения: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.»

Этот приём, типичный для народных песен, выполняет несколько функций:

1. Подчёркивание основного мотива: Повторение ключевых строк помогает закрепить основной образ стихотворения — бушующую бурю. Буря становится своеобразным рефреном, который связывает начало и конец произведения, делая композицию цельной.

2. Создание ритмической структуры: Рефрен в народных песнях и в данном стихотворении создаёт определённый ритм, который придаёт произведению музыкальность и напевность. Это сближает стихотворение с песенной традицией.

3. Эмоциональное усиление: Повторение в конце стихотворения тех же строк, что и в начале, усиливает эмоциональное воздействие. Это напоминает о том, что несмотря на все попытки уюта и веселья в доме, буря остаётся за окном, и её мощь и ярость всё ещё ощущаются.

Использование рефрена как композиционного приёма делает стихотворение особенно выразительным и придаёт ему характер народной песни, где повторение строк помогает удерживать внимание и акцентировать важные моменты.

6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Будут ли отличаться чувства, с которыми вы будете читать первую и последнюю строфы стихотворения? Почему?

Для подготовленного выразительного чтения стихотворения "Зимний вечер" важно учесть, что первая и последняя строфы совпадают, но чувства, с которыми они будут прочитаны, могут отличаться, в зависимости от контекста.

1. Первая строфа — тревога и напряжение:

В начале стихотворения буря только начинается, она пугает своей мощью и неожиданностью. Поэтому первая строфа читается с чувством тревоги, настороженности. Интонация может быть немного напряжённой, с элементами удивления и даже страха:

• «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.»

Важно передать ощущение внезапности и силы стихии, которая вторгается в спокойную обстановку.

2. Последняя строфа — усталость и смирение:

К концу стихотворения, после всех размышлений и разговоров, герои уже привыкли к буре за окном. Она больше не вызывает такой сильной тревоги, скорее, настраивает на меланхоличный лад. Повторение первых строк в конце стихотворения можно прочитать с чувством усталости, смирения перед мощью природы. Интонация будет спокойнее, мягче, с оттенком принятия:

• «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.»

Здесь можно добавить лёгкий акцент на умиротворённость и принятие того, что буря — это нечто неизбежное, с чем просто нужно смириться.

Заключение:

Чувства, с которыми будут читаться первая и последняя строфы, действительно могут отличаться. В начале — это тревога и напряжение, вызванные внезапностью бури, в конце — усталость и смирение, когда буря уже перестала пугать, став привычным фоном вечера. Эти различия помогут передать развитие настроения в стихотворении и подчеркнуть его эмоциональную глубину.