Ответы на вопросы на стр.36 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.



Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.Решение задачи: Проверьте себя 1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.

Ниже вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:

Проверьте себя

1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.

Обрядовый фольклор — это раздел народного творчества, который связан с различными обрядами и ритуалами, сопровождавшими важные моменты в жизни людей: смену сезонов, сельскохозяйственные работы, праздники, семейные события и так далее. Обрядовые песни исполнялись как неотъемлемая часть этих ритуалов, считалось, что они обладают магической силой, способной повлиять на успех дела, привлечь удачу или защитить от бед.

Календарно-обрядовые песни — это один из древнейших видов народного творчества, который напрямую связан с народным сельскохозяйственным календарём. Эти песни исполнялись в определённые времена года в соответствии с аграрным циклом, помогая поддерживать порядок и ритм сельской жизни. Название «календарно-обрядовые» происходит от связи этих песен с определёнными календарными датами и обрядами, которые выполнялись в эти периоды.

Примеры календарно-обрядовых песен:

Колядки: исполняются во время рождественско-новогодних праздников. Эти песни славят хозяев дома, желают им богатства и удачи в наступающем году. Например:

«Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко!

Новый год пришёл,

Старый угнал,

Себя показал!»

Масленичные песни: исполняются на Масленицу, неделю перед Великим постом. Эти песни воспевают веселье, радость и сытные застолья, но также отмечают скоротечность праздника:

«Как на Масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр и творог —

Всё летело под порог!

Прошла Маслена,

Кончилось гулянье,

Идем теперь

На отдыханье!»

Весенние песни (веснянки): исполнялись для встречи весны. Эти песни кликались, выкрикивались с возвышенностей, чтобы призвать весну и проводить зиму:

«Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными».

Летние песни: исполнялись на Троицу, праздник расцветающей природы. Например, песня, исполняемая во время хороводов и гаданий:

«Во поле берёзонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Ах, люли, люли, стояла,

Алыми цветами расцветала,

Ах, люли, люли, расцветала».

Подготовка к исполнению

Для выразительного исполнения можно выбрать весеннюю песню:

«Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными».

При исполнении важно передать чувство радости и надежды, которое люди вкладывали в эти песни. Песня должна звучать бодро и оптимистично, как призыв к обновлению и возрождению. Голос должен быть звонким и ярким, а интонация — призывной, как будто вы обращаетесь к самой природе, призывая её пробудиться и даровать богатый урожай.

Попробуйте представить, что вы находитесь на пригорке в окружении других людей, вместе вы вдыхаете весенний воздух, чувствуете тепло первых солнечных лучей и с радостью обращаетесь к весне, прося её прийти скорее и принести с собой радость и изобилие.

2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

Да, мне доводилось слышать подобные песни раньше. Мы изучали их на уроках музыки и литературы в школе, особенно когда проходили тему народного фольклора. Учитель рассказывал нам о том, как эти песни исполнялись во время разных праздников и обрядов, и мы даже пробовали их петь в классе. Также я слышал такие песни на школьных мероприятиях, посвящённых народным традициям, например, на праздниках Масленицы или весенних гуляниях, когда старшеклассники ставили сценки и исполняли народные песни. Иногда такие песни можно услышать и на детских фестивалях или выступлениях фольклорных ансамблей.

3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?

Колядки — это обрядовые песни, которые исполнялись во время рождественско-новогодних праздников, особенно в период Святок (с 6 по 19 января). Эти песни связаны с древней традицией колядования — обхода домов с пением песен, в которых славились хозяева, желались им богатство, здоровье и удача в наступающем году.

Колядки исполнялись вечером или ночью, когда группы детей или взрослых, наряженные в костюмы, ходили по домам в селах и деревнях. Они пели песни, в которых просили у хозяев угощений или подарков, иногда разыгрывали небольшие сценки, связанные с рождественскими или новогодними обрядами.

Отличие колядок от других обрядовых песен заключается в том, что они были связаны именно с новогодними и рождественскими праздниками, когда отмечалось наступление нового года. В отличие от весенних, летних или масленичных песен, которые связаны с сельскохозяйственным циклом или подготовкой к посту, колядки имели более праздничный и радостный характер. Они не только выражали пожелания благополучия, но и символизировали переход от старого к новому, часто сопровождаясь ритуальными действиями, такими как раздача угощений и подарков.

В отличие от других обрядовых песен, колядки часто содержат элемент просьбы или похвалы, и их исполнение предполагало получение вознаграждения — угощений или мелких подарков, что добавляло им особый характер.

4. Символом каких песен была берёзка? Когда эти песни исполнялись?

Символом берёзка была в летних песнях, особенно связанных с празднованием Троицы. Эти песни исполнялись в начале лета, на Троицу — важный праздник, связанный с культом природы, когда она расцветает и набирает силу.

Берёзка в этих песнях символизировала молодость, красоту, чистоту и возрождение природы. В рамках праздника Троицы девушки украшали берёзки лентами, водили вокруг них хороводы, плели венки из берёзовых веток и гадали на них. В песнях, посвящённых этому обряду, берёзка становилась центром, вокруг которого разворачивались действия и ритуалы.

Таким образом, летние песни с символом берёзки исполнялись во время Троицы, и они отражали единство человека с природой, её обновление и расцвет в летний период.

5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?

Самыми весёлыми среди календарно-обрядовых песен можно назвать масленичные песни. Эти песни исполнялись во время Масленицы — праздника, который предшествует Великому посту и отличается своим весельем, шумными гуляниями, обильными застольями и различными забавами.

Масленичные песни весёлые, потому что они отражают атмосферу праздника: люди радуются окончанию зимы, проводят время в веселье, катаясь на санях, устраивая пиршества, сжигая чучело Масленицы, что символизирует проводы зимы и ожидание весны. В текстах масленичных песен часто упоминаются блины, как один из главных символов Масленицы, а также устраиваются шуточные игры и обряды.

Эти песни передают радость и энергичность праздника, создавая весёлую и беззаботную атмосферу, что и делает их самыми весёлыми среди календарно-обрядовых песен.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».

Жито — это старославянское и древнерусское слово, означающее "рожь" или "зерно" в более широком смысле. В современном русском языке "жито" иногда используется в поэтической или архаичной речи для обозначения зерновых культур, в частности ржи.

Толокно — это продукт, получаемый из овсяной или ячменной муки. Для его приготовления зерно сначала распаривают, затем высушивают, обжаривают и размалывают. Толокно использовалось для приготовления каш, супов и других блюд.

Лапта — это традиционная русская командная игра, напоминающая бейсбол. В игре используется деревянная бита (также называемая "лапта") и мяч. Цель игры — ударить мячом как можно дальше и добежать до определённого места и обратно, пока соперники не поймают мяч и не осалят игрока.

Серп — это ручной сельскохозяйственный инструмент с изогнутым лезвием, используемый для срезания злаков, таких как пшеница, рожь, овёс. Серп был основным инструментом для жатвы до появления механических комбайнов.

Жать — это глагол, обозначающий процесс срезания злаковых культур (например, пшеницы, ржи) с помощью серпа или косы. В традиционном сельском хозяйстве это был важный этап уборки урожая.