Упражнение 112 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.



Решение задачи: 112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.Решение задачи: 112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.Решение задачи: 112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.Решение задачи: 112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

112 1 Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Укажите предложения с сочинительной связью, запишите их, выделяя грамматические основы и составляя схемы.

Увидя, что топор Крестьянин нёс,

«Голубчик, — Деревцо сказало молодое,

Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,

Я не могу расти в покое:

Ни солнца мне не виден свет,

Ни для корней моих простору нет,

Ни ветеркам вокруг меня свободы,

Такие надо мной он силесть изволил своды!

Когда б не от него расти помеха мне,

Я в год бы сделалось красою сей стране,

И тенью бы моей покрылась вся долина;

А ныне тонко я, почти как хворостина».

Взялся Крестьянин за топор,

И Дереву, как другу,

Он оказал услугу:

Вкруг Деревца большой очистился простор;

Но торжество его недолго было!

То солнцем дерево печёт,

То градом, то дождём сечёт,

И ветром, наконец, то Деревцо сломило.

«Безумное! — ему сказала тут змея, —

Не от тебя ль беда твоя?

Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,

Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,

Тебя бы старые деревья берегли;

А если б некогда деревьев1 тех нс стало,

И время их бы отошло,

Тогда в свою чреду ты столько1 б возросло,

Усилилось и укрепилось,

Что нынешней беды с тобой бы не случилось,

И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»

«Голубчик, — Деревцо сказало молодое, —

Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,

Я не могу расти в покое:

Ни солнца мне не виден свет,

Ни для корней моих простору нет,

Ни ветеркам вокруг меня свободы,

Такие надо мной он сплесть изволил своды!

Взялся Крестьянин за топор,

И Дереву, как другу,

Он оказал услугу:

Вкруг Деревца большой очистился простор;

Но торжество его недолго было!

То солнцем дерево печёт,

То градом, то дождём сечёт,

И ветром, наконец, то Деревцо сломило.

2. Сформулируйте основную мысль текста. В какой композиционной части басни может содержаться основная мысль?

Основная мысль басни: Не стоит пренебрегать защитой и поддержкой окружающих ради мнимого освобождения или выгоды. Поспешные и необдуманные решения, ведущие к разрушению привычного уклада, могут принести больше вреда, чем пользы. Иногда ограниченное пространство и защита извне оказываются необходимыми условиями для роста и процветания.

Композиционная часть басни: Основная мысль часто содержится в заключительной части басни, где герои осознают свои ошибки и происходит моральное осуждение или поучение. В данном случае это слова змеи, которая объясняет Деревцу, что именно его желание избавиться от окружения привело к гибели. Основная мысль заключена в последних строках, начиная с: «Безумное! — ему сказала тут змея, — Не от тебя ль беда твоя?»

3. Найдите в тексте басни заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы? Какую стилистическую окраску придают тексту эти слова?

В басне можно выделить следующие заимствованные слова:

1. Простор — заимствовано из древнерусского или старославянского языка (через церковнославянский). Придаёт тексту возвышенную и архаичную окраску.

2. Помеха — происходит от древнерусского или старославянского. Используется в обиходной речи, но в данном контексте звучит формально.

3. Торжество — заимствование из латинского через церковнославянский язык. В тексте это слово придаёт особое значение моменту, подчеркивая победное настроение Деревца перед падением.

4. Чреда — старославянское слово, которое также придаёт архаичность и торжественность стиху.

5. Топор – из индоевропейского языка.

Эти заимствования из старославянского языка добавляют басне стилистическую возвышенность и книжность, создавая особую атмосферу и подчёркивая моральный урок.

4. Укажите слова, в которых нарушены орфоэпические нормы из-за ритма и размера стиха.

В тексте басни присутствуют слова, в которых орфоэпические нормы нарушены для сохранения ритма и рифмы:

1. Он сплесть изволил — используется устаревшая форма для ритмического соответствия.

2. Сей — устаревшая форма слова «этой» (сохранение размера стиха).

3. Тебя б вредить ни зной, ни ветры не могли — сокращение частицы «бы» для удобства произношения и ритма.

4. И время их бы отошло — постановка частицы «бы» в нестандартной позиции.

5. Ты б выдержать могло — сокращение частицы «бы».

6. Стране – стороне.

7. Вкруг – вокруг.

8. Чреду – череду, очередь.

9. Взялся – взялся.

Эти изменения делают стихотворение ритмически более плавным, но требуют внимательного прочтения для восстановления нормативного произношения.