Упражнение 171 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.



Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.Решение задачи: 171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

171 1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным. Составьте их схемы. Какие ещё виды сложноподчинённых предложений вам встретились в тексте? Назовите их.

В..бразите себе что мы с вами обладаем волшебной способностью пер..двигаться в пространстве со скоростью света. Тогда мы ле(?)ко можем убедиться что Вселе(н,нн)ая бе..конечна. В самом деле поем..трите на это звёз(?)ное небо которое так широко и вел-.колепно ра..кинулось над нами. Что мы видим? Мы видим мир..ады небесных звёзд планет тума(н,нн)остей наконец мы видим Млечный Путь который в свою очередь иредст..вляет собой (не)что иное как новое громадное скопление звёзд.1 Но всё это (не)исч..слимое1 количество светил есть лишь н..чтожно малая частица Вселенной. В..бразите себе что мы с вами с (не)иост..жимой для человеческого3 ума скоростью летим в мировое пространство и наконец долетаем до самой отдалё(н,нн)ой звезды. Что же оказывается? Оказывается что за этой звездой перед нами открывается новое звёз(?)нос небо. Мы долетаем до самой далёкой звезды этого нового неба но и ..десъ не находим конца Вселе(н,нн)ой. Перед нами открывается новое звёз(?)нос небо. И так будет продолжаться всегда сколько(бы) мы ни летеи с вами в (не)об(?)ятном2 мировом пространстве перед нами всё время будут открываться всё новые и новые миры. Конца этому никогда3 не будет потому(что) Вселе(н,нн)ая бесконечна. (По В. Катаеву)

Вообразите (слов.) себе, что мы с вами обладаем волшебной способностью передвигаться (приставка пере- неизменяемая) в пространстве со скоростью света.

[=], (что — =).

Тогда мы легко (лёгок) можем убедиться (слов.), что Вселенная (слов.) бесконечна (приставка бес- перед основой на глухой согласный).

[__ ¬¬=], (что — =).

В самом деле, посмотрите (смотрит) на это звёздное (звезда) небо, которое (местоимение) так широко и великолепно (великий) раскинулось (приставка рас- перед основой на глухую согласную) над нами.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

Что мы видим? Мы видим мириады (слов.) небесных звёзд, планет, туманностей (суффикс -н после основы на н, нн на стыке морфем), наконец, мы видим Млечный Путь, который (местоимение), в свою очередь, представляет (представить) собой не что (есть союз как, поэтому раздельно) иное, как новое громадное (слов.) скопление (накопит) звёзд.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

Но всё это неисчислимое (=огромное; числа) количество светил есть лишь ничтожно (отрицательное местоимение) малая частица Вселенной.

Вообразите (слов.) себе, что мы с вами с непостижимой (=малопонятной; постичь) для человеческого ума скоростью летим в мировое пространство (слов.) и наконец долетаем до самой отдалённой (суффикс -ённ в полном страдательном причастии, от глагола совершенного вида) звезды.

Что же оказывается (кажется)? Оказывается, что за этой звездой перед нами открывается новое звёздное (звезда) небо.

[=], (что = __).

Мы долетаем до самой далёкой звезды этого нового неба, но и здесь (слов.) не находим конца Вселенной (слов.). Перед нами открывается новое звёздное (звезда) небо. И так будет продолжаться (продолжит) всегда, сколько бы (наречие) мы ни летели с вами в необъятном (не употребляется без не; разделить перед я) мировом пространстве (слов.), перед нами всё время будут открываться всё новые и новые миры. (Сложноподчинённое с придаточным меры и степени)

Конца этому никогда не будет, потому что (союз) Вселенная бесконечна.

(Сложноподчинённое с придаточным причины)

2. Обведите в овал союзные слова, определите их часть речи.

Необъятном.

1) Мы видим мириады небесных звезд, планет, туманностей, 2) наконец, мы видим Млечный Путь, 3) который, в свою очередь, представляет собой не что иное, как новое громадное скопление звёзд.

По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации — невосклицательное.

Первая грамматическая основа — мы видим; мы — подлежащее, выражено личн. местоим.; видим — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме наст. вр., изъяв. накл., несов. в., мн. ч. Вторая грамматическая основа — мы видим; мы — подлежащее, выражено личн. местоим.; видим — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме наст. вр., изъяв. накл., несов. в., мн. ч. Третья грамматическая основа — который представляет собой не что иное, как скопление звёзд; который — подлежащее, выражено союзным словом; представляет собой не что иное, как скопление звёзд — составное именное сказуемое, выражено словосочетанием.

В предложении три грамматические основы. Значит, предложение сложное, состоит из трёх частей с разными видами связи: бессоюзной (части 1 и 2) и подчинительной (части 2, главная и части 3 придаточным), значит предложение сложное с разными видами связи. Между частями 1 и 2, и перед вводным словом наконец ставится запятая. Между частями 2 и 3 отношения подчинительные: обстоятельственное придаточное определительное.

Части сложного предложения связаны интонационно и союзным словом который.

Схема:

[— =], [— = сущ.], (который =).

Первая часть «Мы видим мириады небесных звёзд, планет, туманностей» — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными дополнениями.

Вторая часть, главная «наконец, мы видим Млечный Путь» — предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вводным словом.

Третья часть, придаточная «который в свою очередь, представляет собой не что иное, как новое громадное скопление звёзд» — предложение простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.

3. Как вы считаете, к какому жанру и стилю речи относится данный текст? Назовите основные признаки этого жанра и стиля речи, опираясь на текст.

Текст относится к публицистическому стилю и жанру очерка. Основные признаки этого стиля и жанра:

• Яркая образность: текст содержит живые описания и образы, которые помогают читателю представить себе бесконечность Вселенной. Например, автор предлагает "вобрать" в воображение полёт через звёздное небо, что создаёт наглядную картину.

• Обращение к широкой аудитории: автор стремится донести сложные идеи в доступной форме, объясняя их так, чтобы любой читатель мог понять сложные научные понятия.

• Эмоциональная окрашенность: в тексте присутствует эмоциональный настрой, направленный на то, чтобы читатель ощутил удивление и восхищение перед бескрайними масштабами Вселенной. Это придаёт тексту вдохновляющий характер, что свойственно публицистическому стилю.

• Цель — воздействие на читателя: текст призван не только информировать, но и вдохновить, вызвать восхищение перед бесконечностью Вселенной.

4. Выделите в тексте микротемы.

Микротемы:

1. Воображаемое путешествие со скоростью света по Вселенной.

2. Описание звёздного неба и Млечного Пути как части Вселенной.

3. Представление о бесконечности Вселенной.

4. Полёт к отдалённой звезде и открытие новых горизонтов.

5. Заключение о том, что Вселенная бесконечна, и этого не изменит ни одно путешествие.

5. Укажите композиционные элементы текста. Для какого типа текста характерна подобная композиция?

Композиция текста соответствует описанию с элементами рассуждения, что характерно для публицистического и научно-популярного стилей. Рассмотрим композиционные элементы:

1. Вступление: начинается с представления ситуации — автор предлагает представить себе полёт во Вселенную, создавая атмосферу исследования.

2. Основная часть: содержит описание звёздного неба, его бесконечности. Здесь автор рассуждает о том, что Вселенная бесконечна, приводя примеры: как бы далеко человек ни полетел, он всегда будет видеть новые звёзды.

3. Заключение: вывод — Вселенная бесконечна, а полёты в её пределах будут бесконечными.

Таким образом, композиция текста сочетает описание (зрительные образы Вселенной) и рассуждение (о бесконечности Вселенной). Этот тип композиции характерен для текстов, которые пытаются объяснить сложные научные или философские явления наглядным и доступным способом.