Упражнение 184 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении;



Решение задачи: 184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении;Решение задачи: 184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении;Решение задачи: 184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении;Решение задачи: 184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении;

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

184 1. Запишите предложения из произведений Владимира Галактионовича Короленко в таком порядке: а) действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении; б) действие в придаточном предложении предшествует действию в главном предложении; в) действие в придаточном предложении происходит последействия в главном предложении. Составьте схемы предложений.

1) Когда через две недели молодые люди опять вернулись вместе с отцом, Эвелина встретила их с холодною сдержанностью. 2) Теперь, когда она выйдет, оба3 они увидят, что она подслушала их тайные мысли. 3) Эти мысли прошли в голове молодой девушки, пока она ходила рядом с Петром но аллее. 4) По мере того как звуки росли, старый спорщик стал вспоминать что-то, должно быть, свою молодость. 5) Его лицо вспыхивало каждый раз, когда молодой хозяин переходил к восторженным похвалам его собственному, необработанному2, но сильному музыкальному2 чувству. 6) По временам, когда мгновения счастья вставали перед ним, живые и яркие, Пётр несколько оживлялся и лицо его прояснялось. 7) Когда небо закроют тучи взволнованными2 и мутными очертаниями, тогда и наша душевная ясность возмущается неопределённым волнением.

а) Действие в придаточном предложении происходит одновременно с действием в главном предложении:

3) Эти мысли пронеслись в голове молодой девушки, пока она шла рядом с Петром по аллее.

[—=], (пока — =).

4) По мере того как звуки нарастали, старый спорщик начал что-то вспоминать, должно быть, свою молодость.

(По мере того как — =), [— =].

б) Действие в придаточном предложении предшествует действию в главном предложении:

1) Когда через две недели молодые люди вернулись вместе с отцом, Эвелина встретила их холодно и сдержанно.

(Когда — =), [—=].

5) Его лицо вспыхивало каждый раз, когда молодой хозяин переходил к восторженным похвалам его собственному, необработанному, но сильному музыкальному чувству.

[— =], (когда — =).

6) По временам, когда мгновения счастья вставали перед ним, живые и яркие, Пётр несколько оживлялся и лицо его прояснялось.

[…, (когда — =), — =] и [— =].

7) Когда небо закроют тучи взволнованными и мутными очертаниями, тогда и наша душевная ясность возмущается неопределённым волнением.

(Когда = __), [тогда — =].

в) Действие в придаточном предложении происходит после действия в главном предложении:

2) Теперь, когда она выйдет, оба они увидят, что она подслушала их тайные мысли.

[…, (когда — =), — =], (что — =].

Музыкальному, необработанному, взволнованными.

Оба (они)

1. (Сколько?) оба — числительное, указывает на количество предметов.

2. Начальная форма — оба.

3. Морфологические признаки: постоянные — количественное, собирательное, простое; непостоянные: употреблено в именительном падеже.

4. В предложении является подлежащим: (кто?) оба они.

2. Найдите сложноподчинённые предложения, части которых осложнены. Укажите осложняющие компоненты. Какова их роль в речи?

Сложноподчинённые предложения, части которых осложнены:

4) По мере того как звуки росли, старый спорщик стал вспоминать что-то, должно быть, свою молодость (часть осложнена вводным словом).

5) Его лицо вспыхивало каждый раз, когда молодой хозяин переходил к восторженным похвалам его собственному, необработанному, но сильному музыкальному чувству (часть осложнена однородными определениями).

6) По временам, когда мгновения счастья вставали перед ним, живые и яркие, Пётр несколько оживлялся (часть осложнена обособленными однородными определениями) и лицо его прояснялось.

7) Когда небо закроют тучи взволнованными и мутными очертаниями (часть осложнена однородными определениями), тогда и наша душевная ясность возмущается неопределённым волнением.

Осложнённые конструкции уточняют описание, придают выразительность, эмоциональность тексту; вводное слово усиливает эмоциональную оценку, уверенность говорящего.

3. Определите лексическое значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

Сдержанность — способность контролировать свои эмоции и действия, невозмутимость.

Синонимы: самообладание, хладнокровие, уравновешенность.

Восторженный — выражающий восхищение, сильное одобрение, возвышенное чувство.

Синонимы: восхищённый, воодушевлённый, вдохновенный.

4. Выпишите однокоренные слова, выделите в них морфемы и докажите их родство.

Однокоренные слова:

• Молодые, молодость — слова с общим корнем молод-, значения слов: молодые — юный; молодость — юные годы, значит, это родственные слова.

• Взволнованными, волнением — слова имеют общий корень волн-, значения слов: взволнованный — полный волнения; волнение — душевное беспокойство, значит, это родственные слова.

• Ходила, переходил — слова имеют общий корень ход-, значения слов: ходить — движение в разных направлениях; переходить — процесс изменения движения, действия, значит, это родственные слова.

• Живые, оживлялся — слова имеют общий корень жив-, значения слов: живой — подлинный

• Прояснится, ясность — слова имеют общий корень ясн-, значения слов: проясниться — стать спокойным, проницаемым; ясность — свободное от туч, значит слова родственные.

5. В последнем предложении найдите слова, употреблённые в переносном значении. Какую стилистическую функцию они выполняют?

В предложении: "Когда небо закроют тучи взволнованными и мутными очертаниями, тогда и наша душевная ясность возмущается неопределённым волнением", следующие слова употреблены в переносном значении:

• Душевная ясность — в прямом значении ясность обозначает чистоту и прозрачность, отсутствие облаков на небе. В переносном смысле это выражение означает внутреннюю гармонию, спокойствие и ясность мыслей.

• Возмущение — в прямом значении Возмущается описывает физическое движение или бурление, как например волны на море или воздух, нарушаемый ветром. В данном контексте это слово обозначает эмоциональное смятение человека, внутреннее волнение.

• Взволнованные очертания — слово взволнованные в прямом смысле относится к эмоциональному состоянию человека, описывая тревогу или волнение. В данном предложении оно используется для описания очертаний туч, придавая им характеристику живых существ, наполненных беспокойством.

Стилистическая функция: Эти слова в переносном значении создают образную связь между явлениями природы и состоянием души человека. Тучи на небе символизируют тревожные мысли, а внутренняя ясность души — состояние уравновешенности, которое нарушается внешними факторами. Переносные значения помогают передать эмоциональное состояние героя через метафорические образы, усиливая драматизм и выраженность его чувств, связывая природу и внутренний мир человека.