Упражнение 200 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?



Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?Решение задачи: 200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

200 1 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения. Укажите их вид. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Какие схемы нагляднее, с вашей точки зрения, показывают соподчинённость частей предложения?

Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы. Только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая2 гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки но извилистой дороге на Гуд-гору. Мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок3, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось но всем моим жилам, и мне было как-то весело3, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и,

верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-дол-го всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймёт моё желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. (По М. Лермонтову)

1Мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, 2когда лошади выбивались из сил. (СПП с придаточным временем)

[ –= ], (когда – = ).

(когда – = ).

1Казалось, дорога вела на небо, 2потому что, 3сколько глаз мог разглядеть, 2она все поднималась и наконец пропадала в облаке, 4которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу. (СПП с придаточными причины, времени, определительным)

[ –= ], (потому что, (сколько – = ), – = и = сущ.), (которое = ).

[ – = ],

почему?

(потому что, – = и = ),

как долго?

(сколько – = ),

в каком?

(которое = ).

1Тот, 2кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, 1тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. (СПП с придаточным определительным)

[Тот, (кому = , и = , и = ), тот = ].

Вертикальные схемы нагляднее показывают соподчинение.

Приподнимая

(Воздух становился) редок3

1. Воздух становился (каков?) редок. Редок – имя прил., обозначает признак предмета.

2. Нач. форма – редкий.

3. Морфологические признаки:

пост.: качественное;

непост.: употреблено в краткой форме, ед. ч., м. р.

4. В предложении является сказуемым: воздух (что делал?) становился редок.

(Было) весело3

1. Было (каково?) весело – категория состояния, выражает состояние человека.

2. Морфологические признаки:

начальная форма – весело;

неизменяемое.

3. В предложении является сказуемым: (что делало?) было весело.

2. Подберите синонимы и антонимы к словам причудливые и животворящий.

Причудливые:

- синонимы: изысканные, необычные;

- антонимы: обыкновенные, простые, обычные.

Животворящий:

- синонимы: рождающие, энергичные, оживляющие;

- антонимы: смертоносный, разрушительный, губительный.

3. Каким правилам подчиняется правописание выделенных слов? Сформулируйте эти правила. Приведите свои примеры.

Утренней (прил.), приобретённое (прич. сов. в.), пустынным (прил.).

Правописание выделенных слов подчиняется правилам написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

В прилагательных, образованных от существительных, НН пишется в случаях:

• если прилагательное образовано при помощи суффиксов -онн-(-енн-).

(торжественный, утренний, клюквенный);

исключение – ветреный (но безветренный, наветренный);

• если прилагательное образовано при помощи суффикса -н- от существительного с основой на -н (бетонный, ценный, именной).

Одна буква Н пишется:

• если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ин-, -ан-(ян-) (утиный, полотняный, кожаный);

исключения – оловянный, стеклянный, деревянный.

В кратких прилагательных правописание Н и НН аналогично правописанию в полных прилагательных (юный – юн, зеленые – зелены, длинная – длинна).

Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, зависит от глаголов, от которых они образованы, а также наличия или отсутствия в слове приставок.

В отглагольных прилагательных и полных причастиях НН пишется:

• в отглагольных прилагательных и полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (собранный, обрезанный, купленный);

исключения – крещеная мать, раненый солдат, смышленый ребенок, названая сестра (но названная по фамилии) и др.;

• в страдательных причастиях прошедшего времени, которые образованы от глаголов несовершенного вида и имеют зависимые слова (читанный неоднократно роман, вязанный спицами шарф, кошенное недавно поле);

• в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов с приставками кроме не- (напуганный, перегруженный, зачищенный); сравни – непуганый, незваный, нечищеный и др.;

• в причастиях и прилагательных на -ованный (-еванный) (лакированный, рифмованный, выкорчеванный);

• в некоторых причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (слыханный, писанный, виденный, рисованный, виданный).

Н пишется:

• если отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида без приставки при помощи суффиксов -ен-, -н- и не имеет зависимых слов (мороженый, топленый, плетеный). Исключения – деланный, желанный, действенный и др.

В кратких причастиях всегда пишется одна Н (территория убрана, дом достроен, сено скошено).

4. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами на примере предложений текста.

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются при любых условиях, где бы они ни стояли.

Если в предложении два однородных обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, соединенные одиночным союзом И, они обособляются вместе. Между ними запятая не ставится.

Например:

Только изредка набегал прохладный ветер с востока, /приподнимая гриву лошадей/, покрытую инеем.

Мы шли пешком сзади, /подкладывая камни под колеса/, когда лошади выбивались из сил.

Снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, /удаляясь от условий общества/ и /приближаясь к природе/, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

5. Найдите в тексте сложные слова. Выполните их словообразовательный анализ.

Долго-долго

Животворящий

6 С помощью сочинения-рассуждения объясните смысл фразы Михаила Юрьевича Лермонтова: «...удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять». Согласны ли вы с данным высказыванием?

Сочинение

Как я понимаю смысл фразы Лермонтова: «...удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять».

М.Ю. Лермонтов в своём высказывании «…удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять» обращает внимание на особенности взаимодействия человека с природой и обществом.

Я согласен с этим высказыванием. Ритм нашей современной жизни такой, что некогда остановиться, оглядеться вокруг, почувствовать свежесть утренней росы, насладиться сиянием звёздного неба. А ведь это так важно! Это рождает в душе необыкновенный подъём, даёт возможность раствориться в этой красоте и нежности, почувствовать себя частью бесконечного мира.

Человек всё время стремится к успеху, приобретает новые вещи, зарабатывает деньги. Часто приходится ограничивать себя, соответствовать определённым нормам, ожиданиям. Это создаёт ограничения для свободы самовыражения и внутреннего развития. В этом случае животворящая природа может стать именно тем местом, где человек может быть самим собой, может вспомнить себя таким, каким был в начале своего жизненного пути.

Детство ассоциируется с чистотой, непосредственностью, любопытством, беспечностью. Удаляясь от условий общества и возвращаясь в лоно природы, мы можем ощутить в себе все эти детские качества. Можем вновь обрести этот детский взгляд на окружающий мир. Природа словно напоминает нам о том, что внутри каждого из нас есть нечто большее, неисчерпаемое, что делает нас счастливыми.

Природа, действительно, является источником вдохновения для человека, погружает его в детство, заставляет задуматься о жизни. Природа обогащает нас мудростью, очищает наш духовный мир, приближает к понимаю простых истин, поэтому мы должны ценить ее и стараться быть к ней как можно ближе.