Упражнение 31 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.



Решение задачи: 31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.Решение задачи: 31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.Решение задачи: 31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.Решение задачи: 31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.Решение задачи: 31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную мысль будет отражать ваш заголовок? Ночь пришла по пятам за днём.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

31 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Тему или основную

мысль будет отражать ваш заголовок?

Ночь пришла по пятам за днём. Зимой он уходит медленно и нехотя3. Даже трудно различить, когда у них наступает час передачи дежурства. Кажется, оба3, день и ночь, некоторое время живут в Камышевде вместе, без спора. Оттого так долги здесь зимние вечера. Оттого же и огни зажигаются у нас ещё днём3: пусть сами разбираются кому и когда уходить и кому приходить на пост в Камышсвсц дню или ночи.

А я знаю, когда совсем уходит день: он тихо-тихо взмахнёт нежным крылом над снегами, а иной раз прошуршит в камышах, чуть встряхиваясь.

Тогда зажигаю огонёк и у себя3. И вспоминаю. И слышу.

Чу! Шепчут... Как музыка, шелестят в душе камыши и зимой. Лежит у меня к ним сердце.

То они тихие и покорные, нежные, как мизинчик ребёнка, когда весной стрелочками только-только выходят из воды. То они могучие и спокойные, непробиваемой стеной охраняющие утиные тони3, куда не каждый охотник отважится заглянуть даже и на челноке. То они буйные и непокорные в бурю, строптивые, бросающие вызов любому бурану, ливню, граду чему угодно! И тогда они величественны в своём неповиновении: их можно только согнуть, но сломать — никогда.

То эти же самые камыши, пожелтевшие, с обвисшими, беспомощными листьями, высокие и тощие, раздетые первыми морозами почти дотла, стоят над свинцово-синей2 водой и с сожалением смотрятся в зеркало окрайков ледяной корочки у берега; с грустью провожают они свои же опадающие листья, что лодочками беспокойно вертятся на воде и уплывают, будто оглядываясь, уплывают безвозвратно2... Тогда камыши шумят о прошлом...

Когда же холодное и тоже жёлтое солнце кое-как ещё растопит иней, то редкие капельки надают в воду с умирающих, уже полусухих стеблей... Падают капля за каплей... То3 плачут камыши, тихо и безропотно.1 (Г. Троепольский)

Заголовок: «День и ночь в Камышевце».

Отражает тему текста: Описание природы и смены дня и ночи в Камышевце.

Свинцово-синей; безвозвратно.

В предложении является подлежащим.

В предложении является дополнением.

Топи – имя существительное, обозначает предмет.

1. Начальная форма: топь.

2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 3-е склонение.

Непостоянные признаки: мн. ч.; В. п.

3. В предложении является дополнением.

(У) себя – местоимение.

1. Начальная форма: себя.

2. Постоянные признаки: возвратное, нет рода и числа.

Непостоянные признаки: родительный падеж.

3. В предложении является обстоятельством.

То плачут камыши, тихо и безропотно.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными уточняющими обстоятельствами).

2. Охарактеризуйте текст: тема, основная мысль; способы связи предложений; тип текста. Составьте план текста.

Тема: камыши в Камышевце.

Основная мысль: Камыши как отражение человеческих судеб.

Способы связи предложений:

• Цепная связь — когда каждое последующее предложение раскрывает или уточняет смысл предыдущего. Например, автор использует лексический повтор (слова «день», «ночь», «камыши») и указательные местоимения («они», «это»).

• Параллельная связь — предложения не зависят друг от друга, но создают единое восприятие описания природы. Например, перечисление характеристик камышей и их поведения в разное время года.

Тип текста: Повествование с элементами описания и рассуждения.

План текста:

1. Вступление: Переплетение дня и ночи в Камышевце.

2. Основная часть:

o Восприятие смены времени.

o Описание природы и камышей в разное время года.

3. Заключение: Камыши как символ живой природы.

3. Выпишите средства связи предложений в тексте. Какую роль они играют?

Средства связи предложений в тексте:

• Местоимения (он, у них, оба, они), которые заменяют уже упомянутые предметы или явления.

• Лексический повтор (день, ночь, камыш, капля), чтобы подчеркнуть значимость тем и удержать внимание на главных образах.

• Союзы (то, и, а, как), которые соединяют предложения в единое целое.

• Союзные слова (когда), указывающие на временную связь между действиями.

• Междометие («чу!»), создающее живое ощущение присутствия.

• Наречия (тогда, оттого), помогающие уточнить или логически связать части текста.

Эти средства создают ощущение присутствия в описываемом месте и передают плавный переход от одной мысли к другой.

4. Сколько микротем можно выделить в тексте? Назовите их.

В тексте можно выделить три микротемы:

1. Смена дня и ночи в Камышевце.

2. Описание камышей в разное время года.

3. Влияние природы на восприятие времени человеком.

5. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Найдите их и назовите.

1. Олицетворение – уходит день, день прошуршит.

2. Сравнение – как музыка, как мизинчик ребёнка.

3. Анафора – предложения начинаются с союза ТО; предложения начинаются с наречия ОТТОГО.

4. Риторическое восклицание: ЧУ!

5. Метафоры: «День и ночь живут вместе».

6. Эпитеты: «тихие камыши», «непробиваемая стена».

6. Напишите сжатое изложение текста, используя средства связи предложений исходного текста.

Сжатое изложение

Я часто замечаю, как день сменяется ночью в Камышевце. Они, словно две половинки, живут здесь вместе, не споря, и поэтому зимние вечера здесь очень длинные. Иногда так трудно понять, когда день заканчивается и ночь берет верх. Я вижу, как зажигаются огни, и каждый раз думаю: кто же решает, кому и когда заступать на пост — дню или ночи?

Когда день полностью уходит, он делает это тихо, будто взмахивает нежным крылом над снежным полем или едва трогает камыши, слегка шевеля их. В такие моменты я всегда зажигаю свой маленький огонек и думаю о прошлом. Камыши вокруг шуршат, и я слышу, как их шепот проникает в душу, будто музыка. Они могут быть разными: нежными и послушными, мощными и спокойными, буйными и непокорными. Камыши величественны в своей непокорности — они поддаются ветру, но никогда не ломаются.

С наступлением первых морозов я замечаю, как камыши вытягиваются вверх, становятся высокими и стройными. Их верхушки едва касаются воды, и кажется, что они грустят, глядя на себя в отражении. Когда холод усиливается, камыши покрываются инеем и редкие капли, падая с их стеблей, создают мелодию, похожую на плач. Я слушаю эту тишину, и мне кажется, что камыши плачут о чем-то далеком и безвозвратном, о том, что навсегда осталось в прошлом.