Упражнение 36 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?



Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?Решение задачи: 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них?

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них? Как описан волк в каждом тексте?

1) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали быстро нагонять. Иван крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков.

Впереди отмахивал крупный, грудастый, с палёной мордой... Уже только метров пятнадцать-двадцать отделяло его от саней. Ивана поразило несходство волка с овчаркой. Раньше он волков так близко нс видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее3. Сейчас понял, что волк это волк, зверь. Самую лютую собаку ещё может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого с палёной3 мордой могла остановить только смерть. Он не рычал, нс пугал... Он догонял жертву. И взгляд его круглых, жёлтых глаз был прям и прост...

(В. Шукшин)

2) Волк (серый волк), хищное млекопитающее3 семейства

волчьих. Длина тела 105-160 см, хвоста до 50 см. Окраска

шерсти чаще серая. Был широко распространён в умеренной зоне Северного полушария, но во .многих местах исчез. Обитает в степях (наиболее многочислен), тундре, лесах, горах. Сильный, неутомимый и умный хищник. Питается копытными, грызунами, зайцами, в летнее время охотно поедает птиц и различные плоды. Держатся поодиночке, парами (образуются на всю жизнь) или семейными группами; иногда объединяются в стаи по 10 12 особей. В помёте обычно 4 6 волчат. Гибриды с

собаками — волкособаки наносят существенный ущерб охотничьей фауне. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

(Большой энциклопедический словарь)

3) Вредный или полезный зверь волк?

Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно.

Волк, который нападает на овец или на домашних оленей1, приносит людям вред. Но этот же волк в лесу или в тундре чаще охотится1 за слабыми, больными животными — ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. За это его называют санитаром леса.

Но волк охотится нс только за больными животными. Его добычей становятся и такие дикие животные, которым не хватает осторожности, ловкости, хитрости, которые отстали в росте от своих собратьев2 или нс набрали сил. Вот и получается, что в лесу, где охотятся волки, чаще встречаются ловкие, быстрые, сильные и хитрые звери и птицы.

Помогает волк лесу и ещё в одном. Если в лесу разведётся* слишком много зверей и птиц, им не хватит корма, они начнут голодать, вырастут слабыми, начнут болеть. Уничтожая слабых птиц и зверей, волк как бы «спасает» других животных от холода, вырождения и возможных болезней. Вот3 почему волка называют ещё и сторожем-пастухом диких животных: ведь он по-своему как бы «следит», чтобы звери и птицы росли сильными и здоровыми.

Волк очень хитрый и умный зверь.1 Он скрытен и осторожен.1

(Из книги «Что такое? Кто такой?»)

4) Охота на волков

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня — опять, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера.

Из-за слей хлопочут двустволки

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идёт охота на волков, идёт охота!

На серых хищников — матёрых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры.

Почему же вожак, дай ответ —

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет?

Волк не должен, не может иначе!

Вот кончается время моё.

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся и поднял ружьё.

Идёт охота на волков, идёт охота!

На серых хищников матёрых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел

За флажки жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивлённые крики людей.

(В. Высоцкий)

Все тексты из упражнения 36 объединены темой волка и его роли в природе и культуре. Основные задачи каждого текста разные:

1. Первый текст (И. С. Тургенев) показывает образ волка как опасного хищника, создавая напряжение и передавая страх человека перед этим зверем.

Описание волка: "грудастый, с палёной мордой", агрессивный и угрожающий.

Цель: вызвать эмоции и подчеркнуть опасность встречи с диким животным.

2. Второй текст (Большой энциклопедический словарь) — научно-популярное описание волка как биологического вида.

Описание волка: физические характеристики, среда обитания, привычки.

Цель: передать объективную информацию о волках, их повадках и особенностях.

3. Третий текст (из книги «Что такое? Кто такой?») описывает волка с точки зрения его роли в экосистеме, показывая как хищник влияет на популяцию других животных.

Описание волка: "хитрый и умный зверь", "сторож и пастух".

Цель: показать волка как полезного элемента в поддержании экосистемы.

4. Четвёртый текст (стихотворение Высоцкого) передаёт драматизм охоты на волков, раскрывая трагизм ситуации для хищников и охотников.

Описание волка: преследуемый, отчаянный зверь, жертва охоты.

Цель: выразить сочувствие к волкам и показать драму охоты.

Общее описание волка

• В первом тексте — опасный хищник.

• Во втором — типичный представитель семейства волчьих.

• В третьем — сторож и санитар леса.

• В четвертом — жертва охоты, испытывающая страх и стремящаяся выжить.

Где могут быть использованы тексты?

1. Первый — в художественной литературе, описывающей сцены охоты или опасных встреч.

2. Второй — в научных и учебных статьях о животных.

3. Третий — в научно-популярных книгах и статьях о природе.

4. Четвёртый — в поэзии и произведениях о драме взаимодействия человека и природы.

Собратьев.

1. Часть речи слова «паленой» - имя прилагательное

2. Начальная форма: палёный (именительный падеж единственного числа мужского рода)

3. Постоянные признаки: относительное.

Непостоянные признаки: единственное число; творительный падеж; женский род; полная форма.

4. В предложении является определением.

Волк очень хитрый и умный зверь.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными определениями).

Он скрытен и осторожен.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, осложнено однородными сказуемыми).

2. Выполните стилистический анализ одного из текстов по плану:

1) сформулируйте тему, основную мысль и коммуникативную задачу;

2) выпишите ключевые слова и словосочетания;

3) укажите способ связи предложений в тексте;

4) проанализируйте строение текста: вступление, основная часть, заключение, укажите тип текста и его языковые особенности;

5) определите стиль текста, его жанр, назовите основные особенности этого стиля и жанра;

6) назовите языковые средства выразительности текста, приведите примеры.

Стилистический анализ второго текста:

1. Тема: Биологическое описание волка как представителя семейства волчьих.

Основная мысль: Волк — хищное млекопитающее с определенными биологическими характеристиками и особенностями поведения.

Коммуникативная задача: Сообщить объективную и структурированную информацию о биологии волка, его среде обитания и образе жизни.

2. Ключевые слова и словосочетания:

o "хищное млекопитающее",

o "семейство волчьих",

o "длина тела",

o "широко распространён",

o "сильный, неутомимый и умный хищник",

o "питается копытными, грызунами, зайцами",

o "помёты",

o "гибриды с собаками".

3. Способы связи предложений в тексте:

o Повтор слова: Например, использование слова "волк" и его производных.

o Союзы и союзные слова: Используются для логического соединения и последовательности (например, "и", "но", "или").

o Порядок предложений: Последовательное раскрытие информации от общего к частному (сначала внешний вид, затем образ жизни и поведение).

4. Строение текста:

o Вступление: Общая информация о волке как виде (физические характеристики).

o Основная часть: Подробное описание ареала обитания, повадок, питания, социальной структуры.

o Заключение: Краткие выводы о распространении и влиянии волка на природу.

Тип текста: Научное описание.

Языковые особенности: Использование научных терминов (например, "гибриды", "волкособаки", "помёты"), точные определения и цифры.

5. Определение стиля текста: Научно-популярный стиль.

Жанр: Научное описание, энциклопедическая статья.

Особенности: Объективное изложение информации, использование терминов, строгая структура, логичность.

6. Языковые средства выразительности:

o Термины: "хищное млекопитающее", "сильный и умный хищник".

o Эпитеты: "сильный", "неутомимый".

o Числительные: "длина тела 105-160 см", "помёты обычно 4-6 волчат".

o Перечисления: Описание видов пищи ("питается копытными, грызунами, зайцами").

Примеры: Использование конкретных числовых характеристик и научных терминов для описания внешнего вида и поведения.

3. Выпишите из текстов сложные слова, укажите способ их образования.

Выпишите из текстов сложные слова, укажите способ их образования.

1. Млекопитающее — сложное слово, образованное путем сращения основ "млеко" и "питать" с суффиксом "-ющее".

2. Волкособаки — сложное слово, образованное слиянием двух основ: "волк" + "собаки".

3. Многочисленен — сложение основ + суффикс.

4. Сухожилий — сращение двух основ.

5. Волкохищник — составное слово, образованное от "волк" и "хищник".

6. Волкозаводчик — сложное слово, образованное слиянием "волк" и "заводчик".

7. Двустволки – сложение основ + суффикс.