Упражнение 37 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

37 1. Прочитайте отрывок из повести-сказки Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». О чём этот текст? К какому типу его можно отнести?



Решение задачи: 37 1. Прочитайте отрывок из повести-сказки Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». О чём этот текст? К какому типу его можно отнести?Решение задачи: 37 1. Прочитайте отрывок из повести-сказки Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». О чём этот текст? К какому типу его можно отнести?Решение задачи: 37 1. Прочитайте отрывок из повести-сказки Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». О чём этот текст? К какому типу его можно отнести?

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

37 1. Прочитайте отрывок из повести-сказки Василия Макаровича

Шукшина «До третьих петухов». О чём этот текст? К какому типу его можно отнести? По каким признакам?

Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы. Ещё когда библиотекарша была на месте, они с интересом посматривали на неё со своих полок ждали. Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону. Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали. Удивлялись.

Да нет, — творила библиотекарша, я думаю, это пшено. Он же козёл... Пойдём лучше потопчемся. А? Нет, ну он же козёл. Мы потопчемся, так? Потом пойдём к Владику... Я знаю, что он баран, но у него «Грюндик» посидим... Тюлень тоже придёт, потом этот будет... филин-то... Да я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время! Ну, ну... слушаю...

Ничего не понимаю, тихо сказал некто в цилиндре не то Онегин, нс то Чацкий — своему соседу, тяжёлому помещику, похоже, Обломову. Обломов улыбнулся.

— В зоопарк собираются.

Почему все козлы-то?

Ну... видно, ирония.

Господин в цилиндре поморщился.

Вульгаритэ.

Вам всё француженок подавай, — с неодобрением сказал Обломов. — А мне глянется.

Очень уж... тот... встрял в разговор господин пришибленного вида, явно чеховский персонаж. Очень уж коротко. Зачем так?

Том!.. Том!.. Слушай сюда! кричала в трубку библиотекарша. Слушай сюда!.. Он же козёл! У кого машина? У него? Нет, серьёзно? Библиотекарша надолго умолкла — слушала. — А каких наук? спросила она тихо. Да? Тогда я сама козёл...

Библиотекарша очень расстроилась... Положила трубку, посидела просто так, потом встала и ушла. И закрыла библиотеку на замок.

Отрывок из повести-сказки Василия Шукшина «До третьих петухов» рассказывает о споре персонажей русской классической литературы в библиотеке и их восприятии современного разговорного стиля. Тема текста — столкновение классического и современного языков, а также реакция литературных персонажей на бытовую речь. Основная цель — создание комического эффекта и иронической ситуации.

Тип текста:

• Текст представляет собой повествование, так как в нём рассказывается о последовательных действиях и репликах героев.

• Также можно выделить элементы диалога (обмен репликами между персонажами) и элементы описания (характеристики действий и реакции персонажей).

2. Определите стиль речи текста. Назовите его признаки. Охарактеризуйте с точки зрения стиля речь персонажей. Что в их речи типично для данного стиля, а что — чуждо? Как характеризует героев их речь?

Стиль речи текста — художественный. Это проявляется через яркие диалоги, эмоциональную реакцию персонажей и игру с языком. Текст представляет собой комическое повествование с элементами иронии.

Признаки художественного стиля:

1. Игра слов: Например, библиотекарша использует фразы, которые персонажи интерпретируют буквально ("Он же козёл!").

2. Использование просторечных слов и сниженной лексики: Слова "баран", "потопчемся", "расстрелять время".

3. Элементы иронии и гротеска: Классические персонажи, которые привыкли к изысканным выражениям, сталкиваются с современным языком и не понимают его.

4. Характерные реплики героев: Речь каждого персонажа отражает его характер и литературное происхождение (например, сдержанный Обломов и эмоциональный господин в цилиндре).

5. Передача эмоционального состояния через диалоги: Недоумение, раздражение, удивление.

Таким образом, текст сочетает в себе художественное повествование и описание с элементами диалога, а стиль речи подчёркивает контраст восприятия разных эпох и формирует комический эффект.

3. Всё ли вам понятно из разговора библиотекарши по телефону? Можете ли вы восстановить недостающие в диалоге реплики? Для какого стиля характерны такие предложения?

Разговор библиотекарши по телефону непонятен для персонажей и для читателей, так как он включает в себя просторечия и намеки на некие события, известные только самой библиотекарше. Такие предложения характерны для разговорного стиля, так как включают обрывочные фразы, просторечные выражения и элементы бытовой речи.

4. Как вы понимаете выражение расстрелять время? Подберите к этому выражению синонимы из официально-делового стиля, языка художественной литературы, а также из просторечной лексики.

Выражение "расстрелять время" — это фразеологизм, который означает потратить время впустую или провести его без особой пользы. В разных стилях речи это выражение может звучать по-разному:

• Официально-деловой стиль: "неэффективное использование времени".

• Язык художественной литературы: "впустую растрачивать драгоценные минуты".

• Просторечная лексика: "тратить время на ерунду", "убить время".

5. С помощью каких средств создаётся комический эффект? Какова цель его создания?

Комический эффект создаётся за счёт:

1. Неожиданного столкновения героев классической литературы с современной речью и реалиями (персонажи не понимают значения слов и выражений, воспринимают их буквально).

2. Использования просторечной и сниженной лексики в речи библиотекарши.

3. Реакции персонажей — недоумение, раздражение, попытка понять смысл слов.

4. Гротеск и игра значений: например, использование слов "козёл", "баран" и т. д.

Цель создания комического эффекта — показать разницу между языком классики и современным разговорным стилем, высмеять их несоответствие и подчеркнуть контраст восприятия языка персонажами разных эпох.