Упражнение 47 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

47 1. Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума». Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Ну вот и день прошёл, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли.



Решение задачи: 47 1. Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума». Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Ну вот и день прошёл, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли.Решение задачи: 47 1. Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума». Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Ну вот и день прошёл, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли.Решение задачи: 47 1. Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума». Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы. Ну вот и день прошёл, и с ним Все призраки, весь чад и дым Надежд, которые мне душу наполняли.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

47 1. Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума». Докажите, что

данный текст относится к языку художественной литературы.

Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым

Надежд, которые мне душу наполняли.

Чего я ждал? что думал здесь найти?

Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?

Крик! радость! обнялись! — Пустое.

В повозке так-то на пути

Необозримою равниной, сидя праздно,

Всё что-то видно впереди

Светло, синё, разнообразно;

И едешь час, и два, день целый, вот резво

Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,

Всё та же гладь, и степь, и пусто и мертво;

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

(А Грибоедов)

Отрывок из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к языку художественной литературы. Это можно доказать по следующим признакам:

1. Использование тропов и выразительных средств:

o Метафоры: «душу наполнили», «призраки, весь чад и дым» (эти образы используются для передачи состояния души героя).

o Эпитеты: «необозримою равниной», «светло, синё, разнообразно».

o Антитезы: «радость — пустое», «гладь и степь — пусто и мертво».

2. Поэтическая форма:

o Рифма и размер, характерные для стихотворного текста.

o Перекрестная рифмовка, создающая мелодичность и выразительность.

3. Передача внутреннего состояния героя:

o Монолог передаёт размышления и переживания героя, помогает раскрыть его характер и внутренний мир.

4. Эмоциональная насыщенность:

o В тексте используются восклицательные и вопросительные предложения, что делает речь живой и передаёт эмоциональное напряжение.

Таким образом, текст относится к художественной литературе, так как содержит множество выразительных средств, передающих внутреннее состояние и чувства героя.

2. Какие лексические и синтаксические средства языка позволяют отнести данный вид речи к монологу? Как называется такой монолог? Какова его тема и основная мысль?

Лексические средства:

1. Оценочная лексика: «пустое», «досадно», «разнообразно».

2. Образные слова: «призраки», «чад и дым», «необозримою равниной».

Синтаксические средства:

1. Восклицательные предложения: «Крик! Радость! Обнялись! — Пустое!».

2. Вопросительные предложения: «Чего я ждал? что думал здесь найти?»

3. Инверсии: Необычный порядок слов («с душой мне что-то стало»), что характерно для поэтического языка.

4. Анафоры: Повторение начальных слов («Где прелесть эта встреч? / участие в ком живое?»).

Такой тип монолога называется лирическим монологом. Его тема — разочарование героя в своих ожиданиях и внутренние переживания.

Основная мысль: Герой разочарован действительностью, его надежды не оправдались, и теперь он погружён в тоску и пустоту.

3. Охарактеризуйте с точки зрения стилистических норм речь персонажа.

Речь персонажа отличается следующими особенностями:

1. Высокий стиль:

o Использование архаизмов и книжной лексики: «чад и дым», «наполнили», «необозримою».

o Отсутствие сниженной лексики и просторечий.

2. Поэтическая форма:

o Перекрестная рифма и ритм.

o Стилистическая фигура — антитеза (сравнение ожиданий и реальности).

3. Эмоциональная насыщенность:

o Перепады в эмоциональной окраске: от вопросительных интонаций («что думал здесь найти?») к гневу и разочарованию («Пустое!»).

Таким образом, речь персонажа соответствует высокому художественному стилю, что подчёркивает его внутренние переживания и драматизм ситуации.