Упражнение 87 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?



Решение задачи: 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?Решение задачи: 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?Решение задачи: 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?Решение задачи: 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?Решение задачи: 87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести?

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

87 1. Прочитайте отрывок из сборника «Писатель и время». Какие

признаки публицистического стиля в этом тексте вы можете назвать? К какому жанру, на ваш взгляд, можно его отнести? Обоснуйте свой ответ.

Если, приближаясь, смотреть издали Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря.

Белые дома на голубом заставляют подумать о парусах.

И в этой символике своя глубина.

Морской Севастополь, заложенный для российской эскадры два столетия тому назад, впрямь «паруса» флота, дающие ему дыхание и силу.

Город со славой воина, с добрым именем труженика.

Сравнению с другими он не поддаётся.

Он Севастополь.

Не побывав тут, мы всё равно с детства-юности держим в сердце это:

Малахов курган, Корабельная сторона, Графская пристань...

Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка...

Броская южная красота Севастополя своеобразно оттенялась присутствием тут флота.

И не просто флота — военною.

Подчёркнутая выправка и традиционная вежливость; предупредительность флотских командиров; матросская дисциплинированность и молодость — в улыбках, глазах под золотом ленточек бескозырок; суровые силуэты эсминцев в бухте; памятники в скверах и на площадях, в металле и граните выразительно увековечившие славную историю русского флота, всё это и многое другое придавало городской красоте

строгое изящество. И Севастополь ревниво поддерживал (как старается поддерживать и ныне) вот такой свой стиль, свою форму. (Э. Сафонов)

В данном отрывке присутствуют ярко выраженные черты публицистического стиля:

• Оценочность и выразительность: автор активно использует эмоционально окрашенные эпитеты и сравнения, чтобы передать свое отношение к Севастополю (например: «Севастополь ревниво поддерживал», «броская южная красота», «город со славой воина»).

• Обращение к чувствам читателя: текст призван вызвать восхищение, уважение и патриотизм, подчеркивая значимость Севастополя как города-героя и символа силы и доблести.

• Примеры и исторические факты: упоминание легендарных личностей и исторических событий, связанных с городом (Павел Нахимов, Лев Толстой, Даша Севастопольская), создаёт ощущение авторитетности и достоверности.

• Яркие образы и метафоры: используются образы («вырос в голубизну неба и моря», «ревниво поддерживал свой стиль»), чтобы подчеркнуть уникальность города.

Текст можно отнести к жанру очерка. Очерк — это жанр публицистики, в котором описывается определённое место, личность или событие. В данном случае, это очерк о Севастополе — городе с великой историей и важной ролью в военной славе России. Текст передаёт авторское восхищение и уважение к городу и его жителям.

2. Замените словосочетания синонимичными с другим видом связи: 1) согласование на управление: морской Севастополь. российской эскадры, южная красота, флотских командиров, 2) управление на согласование: со славой воина, голубизну неба, под золотом ленточек.

Согласование на управление:

o Морской Севастополь — Севастополь у моря.

o Российской эскадры — эскадра России.

o Южная красота — красота юга.

o Флотских командиров — командиров флота.

Управление на согласование:

o Со славой воина — воинская слава.

o Голубизну неба — небесную голубизну.

o Под золотом ленточек — под ленточным золотом.

3. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами. Чем ещё осложнены предложения текста?

Город со славой воина, с добрым именем труженика.

Не побывав тут, мы всё равно с детства-юности держим в сердце это: Малахов курган, Корабельная сторона, Графская пристань... (также осложнено деепричастным оборотом).

Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка...

Подчёркнутая выправка и традиционная вежливость; предупредительность флотских командиров; матросская дисциплинированность и молодость — в улыбках, глазах — под золотом ленточек бескозырок; суровые силуэты эсминцев в бухте; памятники в скверах и на площадях, в металле и граните выразительно увековечившие славную историю русского флота, — всё это и многое другое придавало городской красоте строгое изящество. (Осложнено причастным оборотом).

И Севастополь ревниво поддерживал (как старается поддерживать и ныне) вот такой свой стиль, свою форму. (Осложнено также вставной конструкцией)

Если, приближаясь, смотреть издали — Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря. (Осложнено одиночным деепричастием и причастным оборотом).

Морской Севастополь, заложенный для российской эскадры два столетия тому назад, — впрямь «паруса» флота, дающие ему дыхание и силу. (Осложнено причастным оборотом).

4. Объясните постановку двойного знака препинания — скобок — в последнем предложении.

В последнем предложении скобками выделена вставная конструкция.

5. Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните их грамматические основы и укажите вид.

Односоставные предложения:

И в этой символике своя глубина. (Назывное)

Город со славой воина, с добрым именем труженика. (Назывное)

Лазарев, Нахимов, Корнилов, поручик артиллерии с 4-го бастиона Лев Толстой, сестрица милосердия Даша Севастопольская, матрос Кошка... (Назывное)

И не просто флота — военного. (Назывное)

6. Определите части речи выделенных слов. Какие из них имеют грамматические омонимы?

Издали (наречие; омоним: из дали, существительное с предлогом); впрямь (наречие).

7. Укажите в тексте метафоры, олицетворения и сравнения. Для какого типа речи характерны эти средства выразительности?

1. Метафоры в тексте:

• «Севастополь возникает белыми домами, врезанными в солнечную голубизну неба и моря» — метафора, описывающая, как город будто появляется перед взором, словно мираж, соединяясь с небом и морем.

• «Впрямь паруса флота, дающие ему дыхание и силу» — метафора, представляющая флот как живое существо, которое «дышит» и получает силу от моря.

• «Броская южная красота» — метафорическое выражение, передающее яркость и притягательность внешнего облика города.

• «Город со славой воина» — метафора, персонифицирующая город как отважного героя.

2. Олицетворения в тексте:

• «Севастополь ревниво поддерживал» — город наделяется качествами человека, как будто способен ревностно заботиться о своём стиле.

• «Ты льешься его светозарной лазурью» — море становится действующим лицом, оно «льётся» и соединяется с небом.

• «Ты воешь» — море наделяется способностью выражать эмоции звуками, как живое существо.

3. Сравнения:

• «Город со славой воина, с добрым именем труженика» — город сравнивается с героем войны и тружеником.

• «Сравнению с другими он не поддаётся» — подчёркивается уникальность и несравненная особенность Севастополя.

Эти средства выразительности (метафоры, олицетворения и сравнения) характерны для художественного типа речи, так как их цель — создание образности, передача эмоционального впечатления и углубление смысла текста. Они помогают живо представить описываемое и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.