Анализируем текст Параграф 9 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.



Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

Анализируем текст

1. Прочитайте отрывок из повести «Третий в пятом ряду». Сформулируйте основную мысль текста. Укажите на примере данного отрывка характерные признаки текста языка художественной литературы.

1 Ни в одной педагогической книге не сказано, что должен делать учитель, если прямо иод носом, на первой парте возле окна, сидит его сын.

2 Володя сидел на первой парте потому, что любил сидеть на последней.

3 На примере именно его сочинений я объясняла всему классу, какие грамматические и смысловые ошибки являются наиболее характерными. 4 У доски я держала его очень долго и называла Кудрявцевым, хотя других ребят звала просто по имени. 5 Получалось, что я всё же выделяла его.1 6 В отрицательном смысле...

7 Володя вынужден был отвечать по литературе только блестяще, но однажды, почувствовав, что он плавает, я задала сыну коварный вопрос о том, чего в школе не проходили. 8 Володя умолк, а я громко сообщила ему или, вернее сказать, всему классу: «Двойка3, Кудрявцев!»

9 Тогда-то Ваня Белов и объявил голодовку.

10 - Всегда помни, что ты мой сын! — внушала я Володе.

11 - Пойми меня правильно...

12 Он помнил, понимал и не обижался. 13 Но Ваня Белов понимать не хотел! 14 Он вторгался в мой план взаимоотношений с сыном-учеником и всё разрушал!

15 Я знала, что за моими взаимоотношениями с сыном следит, кроме Вани, ещё один человек. 16 Это был Сеня Голубкин.

17 Есть люди, которые, увидев на вас новое платье, не поздравят с обновкой, а скажут: «Всё наряжаетесь... Всё наряжаетесь!» 18 Узнав, что вы вернулись из отпуска, они покачают головой: «Всё отдыхаете... Всё отдыхаете!» 19 А заметив, что вы хорошо выгладите, вздохнут: «Всё расцветаете!..» 20 Наблюдая за Сеней Голубкиным, я вспоминала таких людей.

21 Он болезненно переживал чужие успехи, ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие.

22 Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно... Решил отдохнуть!» 23 Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что? Мамочка с папочкой потрудились?»

24 Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.

25 Голубкина ребята прозвали Вороном: он словно кружил над классом, ко всем приглядываясь и всех в чём-то подозревая. 26 Меня он подозревал в любви к сыну.

27 Когда Володя, прихрамывая на правую ногу, направлялся к доске, Голубкин провожал его недоверчивым взглядом: а уж не притворяется ли он? 28 Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?

29 Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. 30 Но оба они осложняли моё и без того нелёгкое положение.

31 Наставляя свой класс на путь добродетели, я видела в Сенькиных глазах страстное желание, чтобы Володя с этого пути соскользнул. 32 Тогда бы Сенька мог произнести фразу, которую уже давно носил за пазухой: «Сначала бы сына своего воспитали!..» (А Алексин)

Основная мысль отрывка: Взаимоотношения учителя и его ребёнка в школе могут быть сложными и неоднозначными. Педагогу трудно оставаться объективным и справедливым, а окружающие люди могут воспринимать эти усилия с предвзятостью и осуждением. Учителю приходится бороться не только с собственными чувствами, но и с мнением окружающих, которые видят в его поведении признаки несправедливого отношения к своему ребёнку.

Характерные признаки языка художественной литературы в данном отрывке:

1. Использование художественных образов и сравнений:

o Описание Вани Белова и Сени Голубкина создаёт живые образы учеников, которые противоположны друг другу, но каждый из них по-своему влияет на учителя.

o Сравнение Сени Голубкина с вороном усиливает его образ как человека, который пристально наблюдает и готов осудить.

2. Психологизм:

o Тонко переданы внутренние переживания и эмоциональные состояния героев: чувства Вани Белова, стремление Сени Голубкина найти в действиях учителя несправедливость, терзания самого учителя.

o Показано, как внутренние конфликты и моральные дилеммы учителя проявляются в его отношениях с учениками и сыном.

3. Диалог и прямая речь:

o Используются диалоги и реплики персонажей, которые помогают передать их характеры и взгляды. Например, слова Голубкина и Белова показывают их различное восприятие ситуации.

4. Ирония:

o Слова Сени Голубкина: «Сначала бы сына своего воспитали!..» содержат иронический оттенок, который подчёркивает его отношение к учительнице и её сыну.

5. Контрастные образы:

o В тексте противопоставлены два ученика: Ваня Белов, который искренне беспокоится за справедливость, и Сенька Голубкин, который всегда ищет повод для осуждения и злорадства.

Эти особенности помогают автору выразить тему внутреннего конфликта учителя и социального давления, а также передать динамику взаимоотношений между персонажами.

Получалось, что я всё же выделяла его.

(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как две грамматические основы: получалось; я выделяла).

Сложноподчинённое, состоит из двух частей: главной (1 часть) и придаточной (2 часть), части связаны подчинительным союзом что.

Первая: односоставное, безличное, полное, нераспространённое, неосложнённое.

Вторая: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.

2. Найдите и выпишите: а) сложное предложение с сочинительной связью, осложнённое однородными членами предложения; б) сложное предложение с подчинительной связью, осложнённое обособленным дополнением; в) сложное предложение с бессоюзной связью, осложнённое обособленным обстоятельством. Выполните синтаксический разбор выписанных вами предложений.

а) 1) Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, 2) и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет две грамматические основы: сформулировать было мукой; он ненавидел.

Сложное предложение с сочинительной связью, части соединены сочинительным союзом и, состоит из двух простых предложений.

• Первое: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.

• Второе: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое однородными дополнениями.

Схема:

б) 1) Я знала, 2) что за моими взаимоотношениями с сыном следит, 3) кроме Вани, ещё один человек.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет три грамматические основы: я знала; следит человек.

Сложное предложение с подчинительной связью, части соединены союзом что, состоит из двух частей: главной (1 часть) и придаточной (2 часть).

• Первая: двусоставное, полное, нераспространённое, неосложнённое.

• Вторая: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обособленным дополнением.

Схема:

в) 1) Голубкина ребята прозвали Вороном: 2) он словно кружил над классом, ко всем приглядываясь и всех в чём-то подозревая.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, так как имеет две грамматические основы: ребята прозвали; он кружил.

Сложное предложение с бессоюзной связью, части соединены интонационно, состоит из двух простых предложений: второе предложение поясняет первое.

• Первая часть: двусоставное, полное, распространённое, неосложнённое.

• Вторая часть: двусоставное, полное, распространённое, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3. Среди предложений 25—30 найдите простые односоставные, определите их вид и укажите грамматические основы.

Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?

(Односоставное, определённо-личное).

Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.

(Односоставное, безличное).

4. Какой стилистический приём используется в предложениях 5, 6? Найдите в тексте ещё пример использования этого стилистического приёма.

В предложениях 5, 6 используется парцелляция. Ещё пример использования этого стилистического приёма:

Когда Володя, прихрамывая на правую ногу, направлялся к доске, Голубкин провожал его недоверчивым взглядом: а уж не притворяется ли он? Не выхлопатывает ли себе какие-то привилегии?

5. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Определите, как связаны части этого предложения.

Ни в одной педагогической книге не сказано, что должен делать учитель, если прямо под носом, на первой парте возле окна, сидит его сын.

Три грамматических основы; части соединены с помощью подчинительного союзного слова «что» и подчинительным союзом «если».

6. Охарактеризуйте предложение 2.

1) простое, осложнённое обособленным обстоятельством

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

3) Сложноподчинённое.

7. Определите функцию союза а в предложении 17.

1) соединяет части сложного предложения

2) противопоставляет однородные члены предложения

2) Противопоставляет однородные члены предложения.

8.Среди предложений 21—27 найдите предложение, в котором сочинительный союз соединяет части сложного предложения.

1) Чётко сформулировать какую-нибудь мысль было для Сеньки ужасной мукой, 2) и за эти свои мучения он ненавидел литературу, а заодно и меня.

9. Соотнесите стилистические фигуры с предложениями, в которых они содержатся.

1) градация а) 12

2) синтаксический параллелизм 6)13, 14

3) риторическое восклицание в) 18, 19

1) градация — а) 12;

2) синтаксический параллелизм — в) 18, 19;

3) риторическое восклицание — б) 13, 14.

10. Как вы понимаете значение выражений наставлять на путь добродетели, носить фразу за пазухой? К какому пласту лексики вы отнесёте данные выражения?

Выражение "наставлять на путь добродетели" означает направлять человека на правильный, нравственный путь, учить его отличать добро от зла, помогать в выборе правильных поступков. Это выражение относится к фразеологизмам книжного стиля, так как используется в литературе, чтобы передать мысль о воспитании и моральном наставничестве.

Выражение "носить фразу за пазухой" означает постоянно обдумывать некое выражение или фразу, намереваясь использовать её в нужный момент. Это образное выражение относится к разговорной лексике, так как передаёт скрытые намерения человека и имеет эмоциональную окраску.

11. Проведите лексический анализ слов коварный. добродетели.

Коварный

1. Коварный — таящий угрозу, хотя внешне дружелюбный или безопасный.

2. Слово употреблено в прямом значении.

3. Однозначное.

4. Синонимы: лукавый, скрытный. Антонимы: бесхитростный, открытый.

5. Относится к книжной лексике.

6. Общеупотребительное.

7. Используется в современном русском языке.

8. Исконно русское.

Добродетели

1. Добродетель — высшее духовное качество личности, например, отзывчивость, верность, порядочность, скромность, великодушие и многие другие, влияющие на все стороны человеческой жизни.

2. Слово употреблено в прямом значении.

3. Однозначное.

4. Синонимы: достоинство, совершенство. Антонимы: недостаток, порок.

5. Относится к книжной лексике.

6. Книжное.

7. Устаревшее, архаизм.

8. Исконно русское.

12 Раскройте смысл выделенного фрагмента текста в виде сочинения-рассуждения. Каких людей имеет в виду автор? Как вы думаете, почему они так себя ведут?

Смысл выделенного фрагмента текста в виде сочинения-рассуждения

В данном фрагменте автор описывает людей, которые не могут радоваться чужим успехам и достижениями. Они стремятся принизить заслуги окружающих, находя во всем скрытые мотивы и умаляя ценность побед. Такие люди склонны искать «второе дно», указывая на мнимые привилегии или случайные обстоятельства, которые якобы привели к успеху других. Они видят в чужих радостях угрозу своему внутреннему комфорту и поэтому реагируют с недоверием, сарказмом или даже открытой неприязнью.

Причина такого поведения кроется в их внутренней неуверенности и нереализованных амбициях. Им сложно принять чужие достижения, потому что это заставляет их ещё больше задумываться о собственных неудачах. Зависть и обида становятся их постоянными спутниками. Наблюдая за другими, они испытывают потребность найти оправдание своим собственным слабостям, и это вынуждает их приписывать чужим успехам нечестные методы или вмешательство обстоятельств.

Поведению таких людей часто сопутствует пассивная агрессия. Они не вступают в прямую конфронтацию, но используют ироничные комментарии и поддевки, чтобы обесценить достижения других. В их репликах слышатся слова: «Всё наряжаетесь...», «Всё отдыхаете…», как будто человеку непозволительно радоваться или заботиться о себе. Такое поведение рождается из желания принизить ценность того, что они сами не могут иметь или позволить себе. Иными словами, им неприятно видеть, что кто-то живёт по-другому, что кто-то счастлив, уверен в себе и получает удовольствие от жизни. Это нарушает их привычное представление о том, что все должны находиться в равных условиях — в условиях посредственности.

Именно зависть заставляет таких людей искать недостатки там, где их нет, и выражать недовольство, даже когда повода нет. Им проще приписать чужие успехи «везению», чем признать свою пассивность или страх перед переменами. Глубокое недовольство собой и миром делает их хронически несчастными, и они стараются разрушить радость других, чтобы уравновесить это внутреннее ощущение. Таких людей можно встретить в самых разных сферах жизни, и общение с ними всегда оставляет ощущение тревоги и неприятного осадка, так как их критика и поддевки лишены объективности и справедливости.

В конечном счёте, подобное поведение отражает их потребность доказать, что мир несправедлив ко всем, а чужие победы — это не результат труда и таланта, а лишь счастливое стечение обстоятельств. Но, к сожалению, такое отношение приносит лишь временное облегчение, не решая их внутренних проблем и не меняя их жизненные установки.