Упражнение 33 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении». Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды. Часы бьют. Должно, шесть часов.



Решение задачи: 33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении». Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды. Часы бьют. Должно, шесть часов.Решение задачи: 33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении». Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды. Часы бьют. Должно, шесть часов.Решение задачи: 33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении». Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды. Часы бьют. Должно, шесть часов.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении».

Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды.

Часы бьют. Должно, шесть часов.

Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, — нет, не часы... Что такое?!

Началось!.. догадывается кто-то в толпе, видя, что астрономы припали к трубам.

Я вынимаю своё стекло с самодельною ручкой. Оно производит некоторую ироническую сенсацию, так как бумагу, которой оно обклеено, я прилепил к ручке сургучом. Среди быстро пробегающих3 озарённых3 облаков я вижу ясно очерченный солнечный круг. С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно.1

Минута молчания.

Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.

Не толкуй пустого! — резко обрывает старец.

Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись2, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.

Солнце тонет на минуту в широком мглистом пятне и показывается из облака уже значительно ущерблённым3. Теперь уже это действительно видно простым глазом, чему помогает тонкий нар, который всё ещё курится в воздухе, смягчая ослепительный блеск. (По В. Короленко)

Чтение текста.

Раздаётся1 – [раздайtaskоца]

р – [р] – согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, парный;

а – [а] – гласный, безударный;

з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;

д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;

а – [а] – гласный, безударный;

ё – [йtask] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;

[о] – гласный, ударный;

т – [ц] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;

с;

я – [а] – гласный, безударный.

9 букв, 9 звуков.

Буква «ё» после гласного обозначает два звука [йtaskо]; буквы «т» и «с» дают один звук [ц].

Отвернувшись2

Пробегающих3 (облаков)

1. Облаков (каких?) пробегающих. Пробегающих – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.

2. Нач. форма – пробегающий.

3. Образовано от глагола «пробегать».

3. Морфологические признаки:

пост.: действ., несов. в., наст. вр., перех., невозврат.;

непост.: употреблено во мн. ч., Р. п.

4. В предложении является определением: облаков (каких?) пробегающих.

Озарённых3 (облаков)

1. Облаков (каких?) озарённых. Озарённых – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.

2. Нач. форма – озарённый.

3. Образовано от глагола «озарить».

3. Морфологические признаки:

пост.: страд., сов. в., прош. вр., неперех., невозврат.;

непост.: употреблено в полной форме, мн. ч., Р. п.

4. В предложении является определением: облаков (каких?) озарённых.

(Показывается) ущерблённым3

1. Показывается (каким?) ущерблённым. Ущерблённым – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.

2. Нач. форма – ущерблённый.

3. Образовано от глагола «ущербить».

3. Морфологические признаки:

пост.: страд., несов. в., прош. вр., перех., невозврат.;

непост.: употреблено в полной форме, ед. ч., ср. р., И. п.

4. В предложении является сказуемым: солнце (что делает?) показывается ущерблённым.

С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно4.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: он обрезан), утвердительное; двусоставное, распространённое, полное, осложнено уточняющим обстоятельством места.

2 Определите, какими способами в этом тексте передаётся чужая речь. Выпишите примеры. Сделайте вывод, в каких случаях речь передаётся более точно и выразительно.

В этом тексте чужая речь передаётся следующими способами:

-с помощью прямой речи:

– Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.

– Не толкуй пустого! – резко обрывает старец.

- с помощью косвенной речи:

Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.

На основании сравнения способов передачи чужой речи мы можем сделать вывод о том, что речь говорящего передаётся более точно и выразительно с помощью предложений с прямой речью.

3. Объясните, как вы понимаете смысл выделенного словосочетания.

Ироническая сенсация – что-то необычное, что привлекло насмешливое, скептическое внимание окружающих.

4. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста с точки зрения их стилистической принадлежности.

Лексика текста отличается употреблением устаревших слова, архаизмов и историзмов, разговорных слов.

Синтаксис характеризуется употреблением простых неосложнённых и осложнённых предложений, неполных предложений.

5. Выпишите два предложения, которые являются грамматическими и смысловыми синонимами. Выполните их синтаксический разбор. В чём их различие?

Минутная тишина.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, полное, неосложнённое.

Минута молчания.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое.

Различие предложений в том, что первое предложение полное, а второе неполное, в нём отсутствует сказуемое «наступила».