Упражнение 61 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

61 1. Прочитайте текст. Определите его тему: основную мысль. Подберите заголовок, в котором бы отражалась основная мысль текста. Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель.



Решение задачи: 61 1. Прочитайте текст. Определите его тему: основную мысль. Подберите заголовок, в котором бы отражалась основная мысль текста. Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель.Решение задачи: 61 1. Прочитайте текст. Определите его тему: основную мысль. Подберите заголовок, в котором бы отражалась основная мысль текста. Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

61 1. Прочитайте текст. Определите его тему: основную мысль. Подберите заголовок, в котором бы отражалась основная мысль текста.

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!» — звенит каждая кайля, умирая; жизнь сё — доля секунды. «Я!» боль о бессилии.

Но вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши всё ещё звенит светлая капель.

Капля, падая на камень, чётко выговаривает: «Я!» Камень большой и крепкий, ему, может быть, ещё тысячу лет здесь лежать, а капля живёт одно мгновенье, и это мгновенье боль бессилия. И всё же: «капля долбит камень», многие «я» сливаются в «мы», такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз и унесёт его в бурном потоке.

(М. Пришвин)

Тема текста: весенняя капель.

Основная мысль: капля долбит камень.

Заголовок: «Сила капли».

2. Назовите способы и средства связи предложений в тексте.

Способ связи предложений в тексте: последовательный.

Средства связи предложений: лексический повтор (лёд, капли, капель, камень), союзы и частицы (но вот, и всё же), местоимения (он, её, его).

3. Объясните, какова роль кавычек, двоеточий и тире в тексте.

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки – (тире разделяет части сложного бессоюзного предложения; последняя часть содержит вывод из предыдущей части, можно вставить «так что, значит») началась капель. «Я! я! я!» – (в кавычки заключена прямая речь; после прямой речи перед словами автора ставится тире) звенит каждая капля, умирая; жизнь её – (тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в Им. п.) доля секунды. «Я!» – (в кавычки заключена прямая речь; после прямой речи перед словами автора ставится тире) боль о бессилии.

Но вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши всё ещё звенит светлая капель.

Капля, падая на камень, чётко выговаривает: «Я!» (в кавычки заключена прямая речь) Камень большой и крепкий, ему, может быть, ещё тысячу лет здесь лежать, а капля живёт одно мгновенье, и это мгновенье боль бессилия. И всё же: (двоеточие разделяет части бессоюзного сложного предложения; во второй части подводится итог) «капля долбит камень» (в кавычки заключена неполная цитата), многие «я» (в кавычки заключена неполная цитата) сливаются в «мы» (в кавычки заключена неполная цитата), такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз и унесёт его в бурном потоке. (М. Пришвин)

4. Выполните лексический разбор выделенного слова.

Промоина

1. Промоина – впадина в земле, промытая ливнем, потоком воды.

2. Слово употреблено в прямом значении.

3. Однозначное.

4. Синонимы: ямка, углубление. Антонимы: нет.

5. По стилистической окраске относится к книжной лексике.

6. Слово относится к общеупотребительной лексике.

7. Устаревшее, но употребляется в современном русском языке.

8. Исконно русское.

5. Найдите в тексте деепричастие, охарактеризуйте его, укажите, каким способом оно образовано.

Умирая – действ., несов. в., наст. вр., образовано от глагола «умирать» с помощью суффикса «-я-» суффиксальным способом.