Анализируем текст Параграф 32 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.



Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.Решение задачи: Анализируем текст 1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:

Анализируем текст

1. Прочитайте текст о том, как Суворов помог молодому солдату поверить в себя. Охарактеризуйте диалоги. Объясните знаки препинания при диалоге.

1 Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шадкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.

2 Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.

3 В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали, построили офицеры полки свои и роты. 4 Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.

5 Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее всё это кончилось. Совестно было солдату. 6 И вдруг... 7)Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.

8 - Гренадер Шапкин, ко мне! закричал Суворов.

9 Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный, нс шелохнётся.

10 - Гренадер Шапкин, ко мне! повторил Суворов.

11 - Ступай же, ступай, подтолкнули Кузьму солдаты.

12 Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел. 13 А Суворов раз и медаль ему на рубаху.

14 Вечером расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. 15 Капелюхе — за то, что придумал, как отбить у турок окопы. 16 Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

17 - Ну, а тебе за что же медаль? спрашивают солдаты у Шапкина.

18 А тому и ответить нечего.

19 Носит Шапкин медаль, да покоя себе нс находит. 20 Товарищей сторонится. 21 Целыми днями молчит.

22 - Тебе что же, медаль язык придавила?! шутят солдаты.

23 Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. 24 Не выдержал Шапкин, пошёл к Суворову. 25 Входит в палатку и возвращает медаль.

26 - Помилуй бог! воскликнул Суворов. 27 - Награду назад! 28 Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому иолу, и во всём признался Суворову.

29 «Ну, — думает, — пропадай моя голова». 30 Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

31 - Молодец! — произнёс. 32 - Знаю, братец, без тебя всё знаю. 33 Хотел испытать. 34 Добрый солдат. 35 Памятуй: героем но рождаются, героем становятся. 36 Ступай. 37 А медаль, ладно, пусть полежит у меня. 38 Тебе заслужить. 39 Тебе и носить. 40 Ступай.

41 Не ошибся Суворов.

42 В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу. (По С. Алексееву)

Диалог-побуждение:

– Гренадер Шапкин, ко мне! – закричал Суворов.

– Гренадер Шапкин, ко мне! – повторил Суворов.

– Ступай же, ступай, – подтолкнули Кузьму солдаты.

Диалог-расспрос:

– Ну, а тебе за что же медаль? – спрашивают солдаты у Шапкина.

– Тебе что же, медаль язык придавила?! – шутят солдаты.

Диалог-побуждение:

– Помилуй бог! воскликнул Суворов. – Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому иолу, и во всём признался Суворову.

– Молодец! –— произнёс. – Знаю, братец, без тебя всё знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить. Ступай.

Реплика каждого нового лица пишется с красной строки, перед репликой ставится тире. После реплики перед словами автора ставится:

- запятая и тире, если предложение в реплике повествовательное;

- вопросительный знак и тире, если предложение в реплике вопросительное;

- восклицательный знак и тире, если предложение в реплике восклицательное;

- многоточие и тире, если предложение в реплике содержит незаконченную мысль.

Если после слов автора предложение продолжается, то между ними тоже ставится тире.

2. Преобразуйте и запишите предложения 3—11 в рассказ от лица солдата Шапкина. Заключите реплики диалога в кавычки.

В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры наши полки. Прибыл сам Суворов раздавать награды.

Я стоял в строю и ждал, чтобы скорее всё это закончилось. Совестно было мне. И вдруг… Я вздрогнул, решил, что ослышался.

– Гренадер Шапкин, ко мне! закричал Суворов.

Я стою, словно в землю ногами вкопанный, не шелохнусь.

– Гренадер Шапкин, ко мне! – повторил Суворов.

– Ступай же, ступай, – подтолкнули меня солдаты.

3. В каких предложениях текста содержится несобственно-прямая речь? Преобразуйте её в прямую речь.

Несобственно-прямая речь:

Капелюхе – за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Дындину – за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

Прямая речь:

Вечером расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды: «Капелюхе – за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Дындину – за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался».

4. Выпишите из текста сложносочинённое и бессоюзное сложное предложения. Выполните их синтаксический разбор.

1Прошла неделя, и 2совсем изглодала совесть солдата.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – прошла неделя; 2 – изголодала совесть), с сочинительной связью, утвердительное.

[1 – = ], и [2 = – ].

Части соединены с помощью соединительного союза «и». Между частями ставится запятая, наблюдаются перечислительные отношения.

1-я часть: двусоставное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

2-я часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

1В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали, 2построили офицеры полки свои и роты

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – были присланы ордена и медали; 2 – построили офицеры), бессоюзное, утвердительное.

[1 = – и – ], [2 = – - - и - - ].

Части соединены интонационно. Между частями ставится тире, смысловое значение между частями – перечисление событий.

1-я часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными подлежащими.

2-я часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными дополнениями.

5. Соотнесите предложения со стилистическими приёмами.

1) синтаксический параллелизм а) 3

2) парцелляция б) 21, 22

3) инверсия в) 15, 16

4) анафора г) 35

5) антитеза д) 33, 39

1) синтаксический параллелизм – в) 15,16

2) парцелляция – б) 21,22

3) инверсия – а) 3

4) анафора – г) 35

5) антитеза – д) 33, 39

6. Выполните лексический анализ слова добрый из предложения 34.

Добрый

1. Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества; 2) хороший, нравственный; 3) безукоризненный, честный.

2. Слово употреблено в прямом значении – безукоризненный, честный.

3. Многозначное.

4. Синонимы: честный, порядочный. Антонимы: бесчестный, лживый.

5. По стилистической окраске относится к разговорной лексике.

6. Слово относится к общеупотребительной лексике.

7. Употребляется в современном русском языке.

8. Исконно русское.

7. Выпишите из текста глаголы в форме повелительного наклонения и охарактеризуйте их стилистическую окраску.

Ступай, памятуй – разговорный стиль.

8. Запишите простые односоставные предложения и выполните их синтаксический разбор.

Совестно было солдату.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: совестно было), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.

А тому и ответить нечего.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: ответить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.

Хотел испытать.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: хотел испытать), утвердительное; односоставное, безличное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

Добрый солдат.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: солдат), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, полное, неосложнённое.

Ступай.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: ступай), утвердительное; односоставное, определённо-личное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

Тебе заслужить.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: заслужить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.

Тебе и носить.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: носить), утвердительное; односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.

9. Как вы понимаете выражение необстрелянный солдат? Поясните.

Необстреляный солдат – молодой, ещё не побывавший в бою солдат.

10 Подберите синонимы к выражению изглодала совесть (солдата).

Изголодала совесть – изгрызла совесть, измучила совесть.

11. Выполните стилистический анализ текста.

Стилистический анализ текста.

1. Тема текста: методы Суворова по воспитанию солдат.

Основная мысль текста: нужно уметь отвечать за свои поступки, жить по совести.

2. Тип речи: повествование.

3 Способ связи предложений в тексте: последовательный

Средства связи в тексте:

- лексические: лексический повтор (Суворов, Шапкин, солдаты);

- морфологические: наречие (вечером), союз (а).

4. Стиль речи: художественный.

Жанр текста – рассказ.

Общие черты данного стиля: использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов; многостильность; применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла.

Лексические особенности: выразительные средства, разговорные (рубаху, оробел, памятуй) и книжные слова.

Морфологические особенности: глаголы в форме 3-го лица, единственного числа, прошедшего времени.

Синтаксические особенности: простые и неполные предложения.

5. Изобразительно-выразительные средства: – эпитеты (молодой, необстреляный солдат; в суворовскую армию), сравнения (словно в землю ногами вкопанный), метафора (медаль язык придавила, великую славу); фразеологизмы (изголодала совесть, пропадай моя голова), разговорные слова, восклицательные предложения.

12. Какой частью речи является выражение (перед) десятком турок в предложении 16?

Выражение «(перед) десятком турок» в предложении 16 является именем существительным.

13. Как вы понимаете слова Суворова, ставшие пословицей, в предложении 35? Обоснуйте своё мнение.

Фраза «Героем не рождаются, героем становятся» говорит о том, что героизм – это не врождённое качество, а результат обстоятельств, силы воли, выбора человека.

Фраза Суворова призывает к осознанному выбору, подчёркивая, что героем может стать каждый, пройдя через определённые испытания и сохранив при этом высокие моральные качества.

14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Щербы: «В диалоге куются новые слова, формы и обороты». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста.

Сочинение

«В диалоге куются новые слова, формы и обороты» (Л.В. Щерба)

Лев Владимирович Щерба писал: «В диалоге куются новые слова, формы и обороты». Не могу с ним не согласиться. Это объясняется тем, что лексика является самой подвижной частью языка, постоянно обновляющейся и быстро реагирующей на все происходящие в обществе изменения социального и культурного характера

Диалоги используются повсеместно, и в устной форме, и в печати. Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. Общаясь, люди часто прибегают к созданию новых слов и оборотов, чтобы точнее выразить свои мысли. Этот процесс может быть спонтанным и неформальным, и в то же время может оказаться ключевым в формировании языковых изменений.

В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа.

Цитированный диалог выполняет несколько функций: во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом; во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей; в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной.

Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.

В диалоге обычно раскрываются характеры. Он – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа. Так, солдат Шапкин, не зная, что его заметил Суворов, оказывается в центре внимания и подвергается испытанию. Он сталкивается с вопросом совести и чести. Диалог и награда в этом эпизоде не только несут в себе формальное значение, но и создают облик героя.

Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

Зачастую, порою в нескольких фразах, небрежно брошенными героем произведения, раскрывается образ, оживляются черты, мысли персонажа. Фразы, могут приобретать популярность и становиться крылатыми, как, например, слова Суворова, сказанные Шапкину в момент возвращения награды: «Памятуй: героем не рождаются, героем становятся».

Таким образом, слова Л.В. Щербы актуальны, они подтверждаются самой жизнью. Это подчёркивает не только динамичность, восприимчивость языка, но и важность взаимодействия, обмена мнениями для его становления и развития.