Лабораторный опыт Параграф 32 ГДЗ Рудзитис 9 класс (2024) (Химия)
Лабораторный опыт. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями 1. Определение нитратов. В пробирку поместите 0,5 г нитрата натрия (или другого нитрата), прилейте (ОСТОРОЖНО!) столько концентрированной серной кислоты, чтобы она покрыла соль, затем добавьте немного медных стружек и нагрейте.


Ниже вариант решения задания из учебника Рудзитис, Фельдман 9 класс, Просвещение:
Лабораторный опыт. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями
1. Определение нитратов. В пробирку поместите 0,5 г нитрата натрия (или другого нитрата), прилейте (ОСТОРОЖНО!) столько концентрированной серной кислоты, чтобы она покрыла соль,
затем добавьте немного медных стружек и нагрейте.
• Какой газ выделяется?
• Почему раствор в пробирке синеет?
• Составьте уравнения происходящих реакций и укажите изменение степени окисления у соответствующих элементов.
• Что в этой реакции окисляется и что восстанавливается?
• Как можно определить азотные удобрения, содержащие нитрат-ионы и ионы аммония?
2. Определение фосфорных минеральных удобрений
а) Распознавание фосфатов, гидрофосфатов и дигидрофосфатов по их растворимости в воде
В три пробирки насыпьте (по 1 см3) фосфата кальция, гидрофосфата кальция и дигидрофосфата кальция. Прилейте к ним немного воды и перемешайте. Лучше всего растворяется дигидрофосфат кальция, хуже — гидрофосфат кальция. Фосфат кальция практически не растворяется.
б) Определение минеральных удобрений, содержащих фосфат-ион
К раствору суперфосфата или другого минерального удобрения, содержащего ион РО, добавьте 10%-ный раствор ацетата натрия CH3COONa и немного раствора нитрата серебра(І). Что наблюдаете?
• Как можно определить фосфорные минеральные удобрения, содержащие ион РО, ион НРО и ион H2PO? Что является реактивом на ион РО? Напишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
1. Определение нитратов.
В пробирку помещают 0,5 г нитрата натрия, приливают столько концентрированной серной кислоты, чтобы она покрыла соль, затем добавляют немного медных стружек и нагревают.
N+5 + e > N+4 1 2 2 – окислитель, восстановление
Cu0 - 2e > Cu+2 2 1 – восстановитель, окисление
Наблюдается выделение газа бурого цвета – оксида азота (IV).
Раствор в пробирке синеет за счет окисления металлической меди до ионов Cu2+, которые образуют окрашенные растворы.
Эта реакция является качественной на нитрат-ионы, с ее помощью можно определить азотные удобрения, содержащие натраты.
Наличие ионов аммония в азотных удобрениях можно подтвердить добавлением щелочи – появляется характерный запах аммиака:
NH4NO3 + NaOH > NaNO3 + NH3^ + H2O
2. Определение фосфорных минеральных удобрений
а) распознавание фосфатов, гидрофосфатов и дигидрофосфатов по их растворимости в воде
В 3 пробирки насыпают фосфат кальция, гидрофосфат кальция и дигидрофосфат кальция. Приливают к ним немного воды и перемешивают.
Лучше всего растворяется дигидрофосфат кальция, хуже – гидрофосфат кальция. Фосфат кальция практически не растворяется.
б) определение минеральных удобрений, содержащих фосфат-ион
К раствору двойного суперфосфата, добавляют 10%-ный раствор ацетата натрия и немного раствора нитрата серебра (I).
Наблюдается выпадение желтого осадка фосфата серебра, что служит качественной реакцией, позволяющей определить минеральные удобрения, содержащие фосфат-ион:
Ca(H2PO4)2 · 2H2O + 6AgNO3 + 4CH3COONa > Ca(NO3)2 + 2Ag3PO4v + 4CH3COOH + 4NaNO3 + 2H2O
Или более упрощенно:
Ca3(PO4)2 + 6AgNO3 > 2Ag3PO4v + 3Ca(NO3)2
3Ca2+ + 2PO43- + 6Ag+ + 6NO3- > 2Ag3PO4v + 3Ca2++ 6NO3-
3Ag+ + PO43- > Ag3PO4v
