Ответы на вопросы на стр.248 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?



Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?Решение задачи: Размышляем о прочитанном 1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?

Ниже вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:

Размышляем о прочитанном

1. Каков пафос речей архангелов в «Прологе на небесах»? Чем отличается речь архангела Михаила от реплик Рафаила и Гавриила?

В «Прологе на небесах» трагедии Гёте «Фауст» речами архангелов Рафаила, Гавриила и Михаила выражается гимн божественному порядку мироздания и борьбе с хаосом. Пафос их речей заключается в восхвалении гармонии, движения вселенной и вечной битвы сил природы и духа, которые воплощают божественную мудрость и мощь.

Речь архангела Рафаила посвящена космосу и вечному движению небесных тел. Он восхваляет «солнце», которое вращается по своему пути, не отступая от предписанного порядка, что символизирует неизменность божественного замысла.

Гавриил говорит о движении земли, о чередовании дня и ночи, о явлениях природы, в которых проявляется мощь божественной энергии. Его речь подчеркивает взаимодействие света и тьмы, спокойствия и разрушительных бурь.

Михаил отличается тем, что его речь более динамична и описывает борьбу между силами природы, ураганами, молниями, бурями, которые воплощают стихию и разрушение. Однако Михаил тоже говорит о победе божественного порядка, который обуздывает эту стихию, подчинив ее своей воле.

Таким образом, архангелы представляют различные аспекты мироздания: Рафаил — космическое движение, Гавриил — взаимодействие стихий и времени, Михаил — борьбу и победу над хаосом.

2. При помещении рядом реплик архангелов и Мефистофеля Гёте использует приём стилистического контраста. Вы почувствовали этот контраст? В чём он заключается?

Стилистический контраст между репликами архангелов и Мефистофеля в «Прологе на небесах» трагедии Гёте «Фауст» проявляется в резком различии их восприятия мироздания и тональности речи.

Архангелы воспевают величие, гармонию и красоту вселенной, созданной Богом. Их речи проникнуты пафосом созидания, света и порядка. Они выражают восхищение вечными законами природы и их согласованностью с божественным планом. В их репликах слышны радость, оптимизм и глубокая вера в добро и гармонию. Например, Михаил описывает борьбу сил природы, но говорит о ней как о части великого порядка, подчиненного божественной воле.

Мефистофель, напротив, с сарказмом и насмешкой отзывается о мире и человеке. Он видит мир как хаотичный, несовершенный и заблуждающийся, а человека — как слабое существо, не способное к высокому стремлению. Его речь полна иронии, цинизма и скепсиса. Мефистофель ставит под сомнение всю гармонию и целостность, которую воспевают архангелы, противопоставляя им свою философию разрушения и обесценивания.

Таким образом, контраст заключается в том, что архангелы представляют божественную гармонию и порядок, а Мефистофель выражает нигилистическую позицию разрушения и сомнения, противопоставляя свету тьму, гармонии — хаос, вере — цинизм.

3. В чём суть спора Господа с Мефистофелем?

Суть спора между Господом и Мефистофелем в «Прологе на небесах» в трагедии Гёте «Фауст» заключается в противоположных взглядах на природу человека и его стремления. Господь видит в человеке потенциально великое существо, способное к духовному росту и познанию. Он утверждает, что даже через ошибки и страдания человек продолжает двигаться вперёд, стремясь к высшему смыслу и истине. Господь верит в силу человека справляться с трудностями и эволюционировать духовно.

Мефистофель, напротив, цинично смотрит на человека, считая его слабым, заблуждающимся и неспособным к чему-либо возвышенному. Он настаивает на том, что люди неизменно поддаются своим низменным желаниям и страстям. Для него человек — это существо, обречённое на ошибки и падения.

Спор между Господом и Мефистофелем становится основой для пари: Мефистофель утверждает, что он сможет сбить Фауста с пути истинного, а Господь разрешает ему это испытание, утверждая, что даже через испытания и соблазны Фауст в конечном итоге найдёт свой путь к истине.

Таким образом, в центре спора — вера Господа в способность человека к духовному возрождению и самосовершенствованию, несмотря на его слабости и недостатки, и пессимизм Мефистофеля, который видит в человеке только слабость и греховность.

4. Господь называет Мефистофеля «плутом и весельчаком», подтвердите эту характеристику цитатами из реплик Мефистофеля.

Мефистофель действительно оправдывает данное Господом описание «плут и весельчак». В его репликах чувствуется язвительность, ирония и пренебрежение к человеческой природе.

Вот несколько ярких примеров:

1. Ироничный тон при разговоре с Богом:

o «Но если б я произносил тирады, / Как ангелов высокопарный лик, / Тебя бы насмешил я до упаду, / Когда бы Ты смеяться не отвык».

Здесь Мефистофель говорит о том, что не собирается подражать возвышенной манере ангелов, так как ему это кажется смешным и несоответствующим его натуре. Он осознанно выбирает менее возвышенный стиль речи, показывая свою плутовскую натуру.

2. Презрение к людям и их слабостям:

o «Божок вселенной, человек таков, / Каким и был он испокон веков».

o «Он эту искру разумом зовёт / И с этой искрой скот скотом живёт».

Мефистофель откровенно презирает людей, сравнивая их с насекомыми и скотами, которые не способны использовать свой разум для возвышенных целей. Это демонстрирует его циничный и снисходительный подход к человечеству.

3. Шутовское восприятие человеческой жизни:

o «Полулетя, полускача, / Он свиристит, как саранча».

Мефистофель насмехается над тем, как человек суетится и метается в жизни. Он сравнивает их с саранчой, что ещё больше подчеркивает его игривую, насмешливую манеру обращения с серьезными темами.

Таким образом, Мефистофель действительно предстает в «Фаусте» как плут и весельчак, который презрительно и с юмором относится как к людям, так и к их устремлениям.

5. Что нравится Мефистофелю в характере Господа?

Мефистофель в «Фаусте» восхищается определённой чертой Господа, которую можно охарактеризовать как великодушие и уверенность в человеке. Несмотря на презрение Мефистофеля к человеческой слабости, Господь сохраняет веру в людей и их способность к духовному росту и самосовершенствованию. Мефистофель, в свою очередь, находит это одновременно интересным и забавным.

Одна из черт, которая импонирует Мефистофелю, — это готовность Господа предоставлять человеку свободу действий и возможность ошибаться. В разговоре с Господом в «Прологе на небесах» Мефистофель удивляется тому, что Бог продолжает верить в людей, хотя они часто демонстрируют слабость, поддаются порокам и ошибкам. Но Мефистофелю нравится, что Господь не навязывает свою волю и позволяет людям свободно развиваться.

Таким образом, Мефистофель видит в Господе не только великую мудрость, но и некое великодушие, которое допускает испытания, соблазны и борьбу, давая человеку шанс на искупление.

6. Какие мысли терзают Фауста? Чем он не удовлетворён?

Фауста терзают глубокие внутренние сомнения и неудовлетворённость от достигнутых им знаний. Он чувствует, что, несмотря на то, что овладел философией, медициной, юриспруденцией и богословием, он так и не приблизился к постижению истинной сути бытия. В своих размышлениях он признаёт, что все его учёные достижения оказались тщетными, и вместо обретения мудрости, он остался внутренне опустошённым.

Фауст жалуется, что, хотя он носит титул магистра и доктора, он не стал мудрее и не нашёл ответов на самые важные вопросы. Его знания остаются поверхностными и не открывают ему вселенской истины, которая ему так необходима для духовного удовлетворения. Более того, он ощущает себя обманщиком, поскольку в течение десяти лет учил учеников, но сам осознаёт, что его учение бессмысленно и не приносит пользы.

Его главные терзания связаны с тем, что разум и наука не могут дать ответов на фундаментальные вопросы о природе мира и человеческого существования. Фауст желает выйти за рамки суесловия и философских теорий, чтобы постичь «внутреннюю связь вселенной», увидеть то, что скрыто за обычными поверхностными знаниями.

Центральный конфликт его души — это разрыв между его стремлением к абсолютному знанию и ограничениями человеческого разума, что и приводит его к заключению сделки с Мефистофелем, чтобы испытать что-то большее, выходящее за пределы науки.

7. Из беседы Фауста с Мефистофелем выберите фразы, в которых раскрывается всеотрицание, разрушительный характер деятельности Мефистофеля.

Оставь заигрывать с тоской своей,

Точащею тебя, как коршун злобный.

Как ни плоха среда, но все подобны,

И человек немыслим без людей.

Я не зову тебя к простолюдинам,

Мы повидней компанию найдём.

Хоть средь чертей я сам не вышел чином,

Найдёшь ты пользу в обществе моём.

Давай столкуемся друг с другом,

Чтоб вместе жизни путь пройти.

Благодаря моим услугам

Не будешь ты скучать в пути.

Тебе со мною будет здесь удобно,

Я буду исполнять любую блажь.

За это в жизни тамошней, загробной

Ты тем же при свиданье мне воздашь.

Тем легче будет, при таком воззренье,

Тебе войти со мною в соглашенье.

За это, положись на мой обет,

Я дам тебе, чего не видел свет.

Меня в тупик не ставит порученье.

Всё это есть в моём распоряженье.

Но мы добудем, дай мне только срок,

Вернее и полакомей кусок.

Из беседы Фауста с Мефистофелем можно выделить несколько фраз, которые подчёркивают всеотрицание и разрушительный характер деятельности Мефистофеля:

1. «Тебе со мною будет здесь удобно, / Я буду исполнять любую блажь» — Мефистофель подчеркивает своё стремление удовлетворять любые желания Фауста, не заботясь о моральных последствиях или ценности этих желаний. Это показывает его разрушительный характер, ведь он действует ради сиюминутных прихотей, а не во имя созидания.

2. «Тем легче будет, при таком воззренье, / Тебе войти со мною в соглашенье» — Мефистофель обещает, что с его помощью Фауст сможет достичь желаемого, намекая на то, что он готов помочь Фаусту, но с разрушительными последствиями для души. Это подчеркивает всеотрицательный подход Мефистофеля — его цель разрушить духовные стремления человека.

3. «Я дам тебе, чего не видел свет» — это заявление указывает на желание Мефистофеля предложить что-то неведомое, но явно разрушительное и опасное для Фауста, ведь в контексте диалога это скорее соблазн, чем настоящая помощь.

Таким образом, фразы Мефистофеля раскрывают его как искусителя, который предлагает Фаусту пустые удовольствия в обмен на его душу, что выражает его разрушительную роль в трагедии.

8. Каково условие договора между Фаустом и Мефистофелем? Почему Фауста не смущает это условие? Найдите ответ на эти вопросы в тексте поэмы.

Условие договора между Фаустом и Мефистофелем заключается в том, что Мефистофель будет служить Фаусту в его земной жизни, исполняя его желания, однако в момент, когда Фауст обретёт полное удовлетворение и произнесёт: «Мгновение, повремени!», он потеряет душу, и Мефистофель получит над ним власть. Иными словами, Мефистофель заберёт душу Фауста, когда тот прекратит свои поиски и наслаждения жизнью и будет готов остановиться на одном моменте.

Цитата из текста:

• Фауст: «Едва я миг отдельный возвеличу, / Вскричав: "Мгновение, повремени!" / Всё кончено, и я твоя добыча».

Фауста не смущает это условие, потому что он уверен в своей неутолимой жажде познания и стремлении к большему. Он не верит, что когда-либо обретёт удовлетворение от жизни, поскольку для него нет предела в духовных поисках. Фауст выражает готовность потерять душу, если он остановится на достигнутом, так как считает это маловероятным:

• Фауст: «Ведь если в росте я остановлюсь, / Чьей жертвою я стану, всё равно мне».

Таким образом, Фауст уверен, что никогда не поддастся искушению остановиться на одном моменте и насладиться им в полной мере, так как его душа постоянно стремится к новым знаниям и опыту.

Проект

Работа в группе. Подготовьте коллективный исследовательский проект «Персонажи „Фауста" в мировом искусстве». Пусть каждый член команды выберет себе одно из направлений: литература, музыка, кино, изобразительное искусство.

Персонажи «Фауста» в мировом искусстве

1. Литература

Тема Фауста оказала значительное влияние на литературу, начиная с древних легенд о докторе Фаусте, который продал свою душу дьяволу в обмен на знание и власть. Первым крупным литературным произведением о Фаусте была пьеса Кристофера Марло — «Трагическая история доктора Фауста» (1604). В отличие от Гёте, Марло делает акцент на нравственные последствия сделки с дьяволом. Его Фауст в конечном итоге наказан и отправляется в ад, в то время как у Гёте Фауст проходит путь духовного искупления.

Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947) возвращается к этой теме, показывая Фауста в контексте интеллектуальной элиты XX века. В этой версии сделки с дьяволом главной ценностью становится искусство и музыка. Роман исследует отношения между творчеством и моральной ответственностью, а также посвящён трагедии Германии времён Второй мировой войны, символизируя деградацию человеческой души.

Также тема Фауста появляется в сатирической поэме Эстанислао дель Кампо (1866), высмеивающей оперу «Фауст» Шарля Гуно, где демонстрируются комические элементы трагедии. Это свидетельствует о том, что образ Фауста адаптировался к различным культурам и эпохам.

2. Музыка

Фауст вдохновлял многих великих композиторов. Самая известная опера по мотивам трагедии — это «Фауст» Шарля Гуно (1859), ставшая одним из важнейших оперных произведений XIX века. Опера Гуно сосредотачивается на любви Фауста к Маргарите и его стремлении к наслаждению, что делает её более эмоциональной и романтической в сравнении с трагедией Гёте.

Кроме Гуно, на тему Фауста создали значительные музыкальные произведения такие композиторы, как Гектор Берлиоз («Осуждение Фауста»), Ференц Лист (симфоническая поэма «Фауст»), Рихард Вагнер и Пётр Чайковский. Берлиоз, в своей версии, делает акцент на духовные и мистические аспекты трагедии, углубляясь в сложные внутренние переживания Фауста.

Также значительным произведением стал балет на музыку из «Вальпургиевой ночи», который был поставлен Джорджем Баланчиным. Этот балет усилил элементы мистики и праздника, воплощая момент абсолютного искушения и разгула, подчёркивая эстетическую и духовную грань борьбы Фауста.

3. Кино

Кинематограф также не остался в стороне от сюжета «Фауста». Одной из самых известных экранизаций стал немой фильм Фридриха Вильгельма Мурнау (1926), который считается классикой немецкого экспрессионизма. Фильм Мурнау создаёт мощные визуальные образы, играя со светом и тенью, чтобы передать внутреннюю борьбу Фауста. Сцены сделки с Мефистофелем и соблазн Маргариты наполнены символизмом и драматическим напряжением, что усиливает трагическую природу истории.

Другим известным фильмом является «Фауст» Брайана Юзны (2000), который представляет модернизированную и более фантастическую интерпретацию этой классической темы. Эта экранизация сочетает элементы мистики и хоррора, используя сюжетные ходы, характерные для современной поп-культуры.

Кроме того, существует множество телевизионных и театральных адаптаций, каждая из которых по-своему интерпретирует центральные темы — человеческое стремление к знанию, сделку с дьяволом и последствия нарушения моральных норм.

4. Изобразительное искусство

Образы Фауста и Мефистофеля вдохновили многих известных художников на создание выдающихся произведений. Среди них можно выделить:

• Эжен Делакруа, французский художник, чьи работы полны драматизма и эмоций. Его иллюстрации к «Фаусту» передают трагическую борьбу Фауста за истину и глубокие страсти, которые терзают его душу.

• Михаил Врубель, российский художник, создавал иллюстрации к «Фаусту», среди которых особенно известен образ Мефистофеля. Врубель наделил его чертами демонической силы и мистицизма, создавая впечатляющий контраст между героем и антагонистом.

• Рокуэлл Кент, американский художник, также создавал иллюстрации к «Фаусту», отличающиеся более символическим и абстрактным стилем. Его работы погружают зрителя в философские размышления о природе добра и зла.

• Эрнст Барлах, немецкий экспрессионист, также обращался к теме «Фауста», используя выразительные формы и динамику для передачи внутренних терзаний героев.

Таким образом, образы Фауста и Мефистофеля стали символами вечной борьбы между стремлением к высшему знанию и моральной ответственностью. Они остаются актуальными в различных видах искусства, отражая сложные философские вопросы и эмоциональные состояния, которые волнуют людей на протяжении веков.