Упражнение 35 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

35. 1) Определите устаревшие слова (историзмы) по их значениям. Историю какой сферы жизни русского общества они отражают? 1. В России до 1917 года:



Решение задачи: 35. 1) Определите устаревшие слова (историзмы) по их значениям. Историю какой сферы жизни русского общества они отражают? 1. В России до 1917 года:Решение задачи: 35. 1) Определите устаревшие слова (историзмы) по их значениям. Историю какой сферы жизни русского общества они отражают? 1. В России до 1917 года:Решение задачи: 35. 1) Определите устаревшие слова (историзмы) по их значениям. Историю какой сферы жизни русского общества они отражают? 1. В России до 1917 года:

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

35. 1) Определите устаревшие слова (историзмы) по их значениям. Историю какой сферы жизни русского общества они отражают?

1. В России до 1917 года: среднее учебное заведение для подготовки учителей, главным образом для народных школ, а также среднее учебное заведение для подготовки духовных лиц (священников, служителей церкви).

2. В России до 1917 года: начальная народная школа при церковном приходе (при церкви), в которой изучались математика, грамматика, история и Закон Божий.

3. В России до 1917 года: привилегированное среднее (или высшее юридическое) мужское учебное заведение закрытого типа для детей дворян.

4. В дореволюционной России привилегированное закрытое среднее учебное заведение для девочек.

5. В дореволюционной школе: список, журнал, куда заносились сведения о поведении учащихся.

6. В России до 1917 года: неполное среднее образовательное учебное заведение для мальчиков и девочек, соответствующее четырём классам гимназии.

Материалы для справок: церковно-приходская школа, кондуит, семинария, лицей, институт, прогимназия.

Приведённые слова относятся к образовательной сфере Российской империи до 1917 года. Они отражают особенности системы обучения, которая была сословной, разделённой по полу и с чётким разделением светского и духовного образования.

1. Семинария – среднее учебное заведение для подготовки священников и церковных служителей. Также в семинариях обучались будущие учителя для народных школ.

2. Церковно-приходская школа – начальная школа при православной церкви, где преподавались основы арифметики, грамматики, истории и Закон Божий.

3. Лицей – привилегированное мужское учебное заведение, дававшее высшее или юридическое образование. Наиболее известен Царскосельский лицей, где учился Александр Пушкин.

4. Институт – закрытое среднее учебное заведение для девочек из дворянских семей. Воспитанницы институтов получали образование, соответствующее гимназическому, и изучали правила поведения в обществе.

5. Кондуит – журнал, в который записывали сведения о поведении учащихся. Использовался в учебных заведениях для контроля за дисциплиной.

6. Прогимназия – неполное среднее учебное заведение, дававшее образование на уровне четырёх классов гимназии.

Эти устаревшие термины отражают специфику образовательной системы Российской империи, где существовало сословное разделение, значительное влияние церкви и строгое воспитание учеников. После революции 1917 года эта система была реформирована, а многие её элементы исчезли.

2) Какие из данных устаревших слов впоследствии изменили свои значения и до сих пор используются в русском языке? Докажите своё мнение.

Некоторые из приведённых устаревших слов со временем изменили своё значение и до сих пор используются в русском языке, но в новом контексте.

1. Лицей – в дореволюционной России лицеи были привилегированными учебными заведениями для дворян, но сегодня это название используют многие образовательные учреждения. Современный лицей – это школа с углублённым изучением предметов, например, математические лицеи, гуманитарные лицеи.

2. Институт – в дореволюционной России это было закрытое учебное заведение для девушек, где их обучали этикету, рукоделию, музыке, а также общеобразовательным дисциплинам. Сегодня слово «институт» обозначает высшее учебное заведение или научно-исследовательскую организацию, например, Институт русского языка, медицинский институт.

3. Семинария – раньше это было учебное заведение для подготовки священнослужителей, но сегодня это слово используется шире. Помимо духовных семинарий, существуют педагогические и научные семинары, а также «семинар» как вид учебного занятия в вузах.

Таким образом, часть устаревших слов сохранилась в языке, но приобрела новое значение, адаптировавшись к современным реалиям. Это показывает, как язык эволюционирует, сохраняя исторические корни, но изменяя смысл в зависимости от времени и потребностей общества.

3) Какое прецедентное имя русской художественной культуры связано с одним из рассмотренных слов?

Прецедентным именем русской художественной культуры, связанным с одним из рассмотренных слов, является «Царскосельский лицей». Это учебное заведение получило широкую известность благодаря тому, что там учился Александр Сергеевич Пушкин.

Царскосельский лицей был основан в 1811 году для подготовки высших государственных чиновников. Он стал символом просвещения, интеллекта и творческого начала, а его выпускники внесли значительный вклад в русскую литературу, науку и государственное управление.

Благодаря Пушкину и его стихотворению «19 октября», посвящённому лицейскому братству, это учебное заведение приобрело культурное значение. Теперь слово «лицей» в русском языке несёт не только образовательный, но и историко-литературный смысл.