Упражнение 47 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.



Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.Решение задачи: 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения. 1. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения.

1. У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

2. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

3. Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил — я также мог бы жить!

4. И прежний сняв венок — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело.

Названия произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, из которых взяты приведённые строки:

1. «Нищий»

«У врат обители святой...»

2. «Поэт»

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт...»

3. «Мцыри»

«Что за нужда? Ты жил, старик!»

4. «Смерть поэта»

«И прежний сняв венок — они венец терновый...»

Эти стихотворения отражают ключевые мотивы творчества Лермонтова: трагическую судьбу поэта, социальную несправедливость, конфликт гения и толпы, а также философские размышления о предназначении искусства и жизни.

2) Найдите в стихотворных фрагментах старославянизмы и охарактеризуйте их функцию. Какие из них являются в современном русском языке устаревшими?

В приведённых строках из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова можно выделить несколько старославянизмов, которые играют важную стилистическую роль.

1. «У врат обители святой…»

Старославянизмы: врата, обитель, подаянье, глад.

• «Врата» – возвышенный синоним слова «ворота». Используется для создания торжественности и книжности.

• «Обитель» – обозначает монастырь, святыню. Это слово подчёркивает религиозную атмосферу.

• «Подаянье» – устаревшее слово, означающее милостыню. Вносит оттенок церковной традиции и сострадания.

• «Глад» – означает «голод» и является высоким поэтическим выражением, усиливающим драматизм сцены.

Функция старославянизмов в этом фрагменте – передача религиозно-церковной атмосферы, создание возвышенного, торжественного стиля, выражение бедственного положения нищего.

2. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт…»

Старославянизмы: злато, благоговенье.

• «Злато» – книжное слово, означающее «золото». В данном контексте подчёркивает богатство, материальные ценности, на которые поэт «променял» свою власть.

• «Благоговенье» – возвышенное слово, означающее трепетное почтение. Оно придаёт речи торжественный оттенок.

Функция этих слов – подчеркнуть контраст между высокими духовными ценностями и материальным миром, создать философский оттенок.

3. «Что за нужда? Ты жил, старик!»

Старославянизм: нужда.

• «Нужда» в старославянском значении – это не просто «необходимость», но и «тяжёлое положение, бедность».

Функция – усиление смысла, выражение суровости реалий жизни, передача напряжённого диалога.

4. «И прежний сняв венок — они венец терновый…»

Старославянизмы: венец, лавры, чело.

• «Венец» – означает не просто корону, а символ мученичества и славы. В данном контексте – метафора страдания поэта.

• «Лавры» – символ славы, торжественный образ, связанный с победами и почестями.

• «Чело» – возвышенное слово, обозначающее «лоб», используется для придания тексту архаичности и поэтичности.

Функция этих слов – создание библейских ассоциаций, использование высокого трагического стиля.

Полностью устарели: подаянье, глад, злато, венец (в значении страдания), чело.

Ограниченно употребляются в книжной и поэтической речи: обитель, благоговенье, нужда (в значении бедствия), лавры.

Используются в современном языке, но изменили смысл: врата, венец.

Вывод

Старославянизмы в данных фрагментах выполняют стилистическую функцию – придают стихотворениям возвышенность, торжественность, религиозную символику и философскую глубину. Некоторые из них устарели, но остаются важными для понимания русского литературного языка XIX века.

3) Выпишите старославянизмы в таблицу, распределяя на группы по указанным в ней признакам.

Есть фонетические признаки

Есть словообразовательные признаки

Нет внешних признаков, но относятся к религиозной сфере

Старославянизмы — это слова и выражения, заимствованные из старославянского языка, которые вошли в русский язык и часто обладают особыми фонетическими, словообразовательными и семантическими признаками. Рассмотрим основные признаки старославянизмов и приведём примеры слов, обладающих этими характеристиками.

Таким образом, старославянизмы можно определить по ряду фонетических, словообразовательных и семантических признаков, которые отличают их от исконно русских слов.

4) В каком из процитированных в задании стихотворений М. Ю. Лермонтова есть эти строки? Определите, к какому фразеологизму в «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона данные строки приводятся в качестве иллюстрации. Какой смысл они выражают в самом стихотворении и вне его контекста? Можно ли считать эти строки прецедентным текстом?

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» взяты из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий» (1830).

В «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона эти строки приводятся в качестве иллюстрации к фразеологизму «камень дать вместо хлеба». Этот фразеологизм восходит к библейскому выражению из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто из вас, если сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Евангелие от Матфея 7:9). Он означает жестокий обман ожиданий или надежд.

Смысл в контексте стихотворения:

В стихотворении «Нищий» Лермонтов описывает бедняка, стоящего у ворот монастыря и просящего милостыню. Когда он протягивает руку за куском хлеба, кто-то кладёт в неё камень, проявляя крайнюю степень жестокости и безразличия к страданиям другого человека. Во второй части стихотворения автор проводит параллель между этой сценой и собственным опытом обманутой любви, сравнивая своё разочарование с поступком, совершённым по отношению к нищему.

Смысл вне контекста стихотворения:

Вне контекста стихотворения эти строки символизируют предательство, обманутые ожидания и жестокость. Они могут быть использованы для описания ситуации, когда человек, ожидающий помощи или поддержки, сталкивается с равнодушием или насмешкой.

Прецедентность текста

Данные строки можно считать прецедентным текстом, поскольку они часто цитируются и используются в русском языке для выражения идеи обманутых надежд и жестокого обращения. Они стали символом предательства и разочарования, выходя за рамки первоначального литературного контекста.

Таким образом, строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» из стихотворения Лермонтова «Нищий» приобрели самостоятельное значение и используются как фразеологизм, отражающий тему обманутых ожиданий и жестокости.