Упражнение 131 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

131. 1) Прочитайте текст. Объясните, в чём его отличие от текста в упражнении 142. Мысленно поставьте себя на место читателя и сконцентрируйтесь не только на своих, но и на его целях и задачах.



Решение задачи: 131. 1) Прочитайте текст. Объясните, в чём его отличие от текста в упражнении 142. Мысленно поставьте себя на место читателя и сконцентрируйтесь не только на своих, но и на его целях и задачах.Решение задачи: 131. 1) Прочитайте текст. Объясните, в чём его отличие от текста в упражнении 142. Мысленно поставьте себя на место читателя и сконцентрируйтесь не только на своих, но и на его целях и задачах.Решение задачи: 131. 1) Прочитайте текст. Объясните, в чём его отличие от текста в упражнении 142. Мысленно поставьте себя на место читателя и сконцентрируйтесь не только на своих, но и на его целях и задачах.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:

131. 1) Прочитайте текст. Объясните, в чём его отличие от текста в упражнении 142.

Мысленно поставьте себя на место читателя и сконцентрируйтесь не только на своих, но и на его целях и задачах. Думайте о том, что хотел бы услышать, прочитать ваш собеседник.

Ответьте на следующие вопросы. Кто мой читатель и что ему необходимо знать? Какие обстоятельства могут привлечь его внимание, которое мне необходимо? Как, каким образом я могу убедить его в значимости и важности предлагаемых идей? Как сделать так, чтобы он понял и принял моё сообщение?

Помните, что, когда вы не видите собеседника, вы не знаете, как много усилий он тратит на то, чтобы понять вас. Подумайте об этом. Разговаривайте с ним так, будто вы стоите рядом и смотрите ему в глаза. Между вами не должна возникать дистанция, отделяющая вас друг от друга. Используйте слова и обороты речи, позволяющие общаться с читателем как с человеком, с которым делятся своими мыслями, идеями, проблемами.

(Н. М. Шакирова. «Коммуникация. Советы, пожелания, упражнения»)

Отличие текста в упражнении 131 от текста в упражнении 142

1. Цель текста

o Текст упражнения 131 — это инструкция по созданию понятного и убедительного текста, ориентированная на авторов. Он помогает задуматься о читателе и адаптировать свою речь под его восприятие.

o Текст упражнения 142 — это фрагмент лекции на тему национальной идентичности. Он информирует читателя, раскрывает научные взгляды и аргументирует важность общих культурных ценностей.

2. Коммуникативная направленность

o В упражнении 131 автор обращается к будущему писателю или докладчику и советует, как правильно излагать мысли и строить текст.

o В упражнении 142 лектор делится своими знаниями с широкой аудиторией, раскрывая социокультурные процессы.

3. Стиль текста

o Упражнение 131 написано в разговорно-деловом стиле, с элементами инструктажа, содержит вопросы и рекомендации.

o Упражнение 142 выполнено в научно-популярном стиле: используется аргументированное повествование, анализ, факты.

4. Форма изложения

o В упражнении 131 текст структурирован в виде вопросов, которые помогают читателю задуматься о целях автора.

o В упражнении 142 представлен связный монолог, логично выстраивающий основные мысли.

Вывод

Главное отличие — функциональная направленность. Упражнение 131 учит писать тексты, а упражнение 142 является примером такого текста, предназначенного для передачи знаний.

2) Определите, носит ли прочитанный вами сплошной текст инструктивный характер. Опираясь на сведения о форме и содержании инструктивных текстов, подтвердите своё предположение.

Прочитанный текст носит инструктивный характер, так как содержит рекомендации и советы, направленные на обучение читателя правильному оформлению текста. Его цель — помочь будущему автору понять, как сделать своё произведение понятным, логичным и доступным для аудитории. В тексте представлены вопросы, которые помогают автору понять потребности читателя: кто он, что ему нужно знать, какие обстоятельства могут привлечь его внимание и как донести до него основную мысль. Эти вопросы выполняют важную функцию: они побуждают человека, создающего текст, задуматься о том, как лучше сформулировать свои идеи, чтобы они были восприняты как можно точнее и понятнее.

Помимо вопросов, текст содержит конкретные рекомендации, например, учитывать цели и задачи читателя, мысленно ставить себя на его место, говорить с ним так, как если бы он находился рядом, и использовать слова и обороты, которые будут ему понятны. Эти советы представляют собой чёткие указания к действию, что является характерной чертой инструктивных текстов. Инструкция в данном случае не содержит строгого алгоритма действий, но даёт чёткие принципы, которыми нужно руководствоваться при написании текста.

Также в тексте используются побудительные конструкции, такие как «Подумайте об этом», «Используйте слова и обороты речи», что также указывает на инструктивный характер изложения. Автор текста не просто рассуждает, а направляет читателя, даёт ему советы, которые можно применять на практике. Таким образом, этот текст соответствует основным признакам инструктивного типа речи: он обучает, содержит рекомендации и побуждает к выполнению определённых действий. Поэтому можно утверждать, что текст действительно носит инструктивный характер.

3) К какому из пунктов несплошного текста-инструкции может относиться представленный сплошной текст? Разделитесь на группы и выберите по одному пункту инструктивного текста. Письменно составьте развёрнутое пояснение к этому пункту.

Представленный сплошной текст можно отнести к первому пункту инструктивного текста: «Думайте о своём собеседнике (читателе)».

В этом тексте автор призывает поставить себя на место читателя, подумать о его потребностях, ожиданиях и уровне подготовки. Он задаёт вопросы, которые помогают автору текста осознать, что его сообщение должно быть не только информативным, но и понятным, логичным, интересным. Это подчёркивает важность ориентации на аудиторию, поскольку текст — это средство коммуникации, а успешная коммуникация невозможна без понимания собеседника.

Если писатель не учитывает, кто будет читать его текст, он рискует сделать изложение слишком сложным, запутанным или, наоборот, слишком простым и поверхностным. Важно предугадывать возможные трудности, с которыми может столкнуться читатель, и устранять их заранее, например, объясняя сложные термины, приводя примеры или логично структурируя текст.

Таким образом, данный сплошной текст содержит советы, которые помогают автору лучше понимать своего читателя и создавать текст, удобный для восприятия. Это полностью соответствует первому пункту инструкции, так как основное внимание уделяется анализу аудитории и адаптации стиля и содержания текста к её особенностям.