Упражнение 129 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь? В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:



Решение задачи: 129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь? В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:Решение задачи: 129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь? В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:Решение задачи: 129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь? В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:Решение задачи: 129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь? В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь?

В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы: обезлесеть и обезлесить, обездометь и обездомить, обессилеть и обессилить и т. п. По значению глаголы на -еть выражают действие, не вызывая при этом представления о лицах или предметах, на которые это действие переходит. Это непереходные глаголы, при которых не может быть употреблено существительное в винительном падеже без предлога, тогда как созвучные им глаголы на -ить выражают действие, непосредственно переходящее на другой предмет (лицо, явление). Это глаголы переходные, при них может стоять существительное в вин. падеже без предлога. Так, глагол обезлесеть имеет значение «лишиться лесов, стать менее лесистым (обезлесенная степь)», а глагол обезлесить — «лишить какую-либо местность леса» (обезлесить пространство, страну, местность)-, обезволеть — «лишиться воли, стать безвольным» (в рабстве народ обезволел) и обезволить — «лишить воли, сделать безвольным» (слабость обезволила тело).

(Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов»)

Семантические и грамматические различия между глаголами

В тексте рассматриваются две группы глаголов, которые часто смешиваются в употреблении: глаголы на -еть и -ить.

1. Различие по значению (семантическое)

• Глаголы на -еть обозначают процесс изменения состояния (становление, превращение, потерю свойства). Они выражают непереходное действие, не направленное на другой объект.

• Глаголы на -ить обозначают действие, производимое над объектом (изменение состояния другого предмета). Они являются переходными и требуют дополнения в винительном падеже.

2. Различие по грамматическим признакам

• Глаголы на -еть — непереходные, не могут иметь прямого дополнения.

o обезлесеть — стать безлесным (обезлесенная степь).

o обезволеть — стать безвольным (в рабстве народ обезволен).

• Глаголы на -ить — переходные, требуют дополнения в винительном падеже.

o обезлесить — лишить лесов (обезлесить страну, пространство).

o обезволить — лишить воли (слабость обезволила тело).

Вывод

Глаголы на -еть обозначают естественное изменение состояния, а глаголы на -ить обозначают направленное действие над объектом. Отличие также в управлении: глаголы на -еть не требуют дополнения, а глаголы на -ить управляют винительным падежом.

2) Опираясь на материал упражнения, постройте алгоритм разграничения анализируемых слов. Обменяйтесь для взаимопроверки. Выберите лучший вариант.

Алгоритм разграничения глаголов на -еть и -ить

Шаг 1: Определите, какое значение имеет глагол

• Если действие связано с естественным изменением состояния объекта (он сам меняется) > это глагол на -еть.

• Если действие предполагает влияние со стороны и направлено на объект > это глагол на -ить.

Примеры:

• Обезволеть — «стать безвольным» (самостоятельное изменение состояния) > -еть.

• Обезволить — «лишить воли кого-то» (направленное действие) > -ить.

Шаг 2: Проверяем переходность глагола

• Непереходные глаголы (на -еть) > не требуют дополнения в винительном падеже (действие не переходит на объект).

• Переходные глаголы (на -ить) > требуют прямого дополнения в винительном падеже.

Как проверить?

• Подставьте после глагола существительное в винительном падеже:

o Обезлесеть что? > нельзя сказать «обезлесеть степь» > глагол непереходный.

o Обезлесить что? > можно сказать «обезлесить территорию» > глагол переходный.

Шаг 3: Проверяем возможность образования страдательных форм

• Если от глагола можно образовать страдательное причастие (например, с окончанием -енный), значит, он переходный > это глагол на -ить.

• Если страдательная форма невозможна, значит, это непереходный глагол на -еть.

Примеры:

• Обесцветить > можно сказать «обесцвеченный рисунок» > глагол переходный.

• Обесцвететь > нельзя сказать «обесцветевший рисунок» > глагол непереходный.

Шаг 4: Проверяем сочетаемость с глаголом «стать»

• Глаголы на -еть обозначают процесс изменения состояния и могут сочетаться с глаголом «стать» (река стала обмелеть).

• Глаголы на -ить не сочетаются с глаголом «стать».

Примеры:

• Обездолеть > можно сказать «он стал обездолеть» > непереходный.

• Обездолить > нельзя сказать «он стал обездолить» > переходный.

Вывод

Глаголы на –еть

- Непереходные (не требуют дополнения в винительном падеже).

- Обозначают естественное изменение состояния.

- Можно подставить глагол «стать» (степь стала обезлесеть).

- Страдательное причастие не образуется.

Примеры:

• Обезлесеть (потерять лес)

• Обездолеть (стать обездоленным)

• Обесцвететь (потерять цвет)

• Обезводеть (лишиться воды)

Глаголы на –ить

- Переходные (требуют винительного падежа).

- Обозначают направленное действие на объект.

- Глагол «стать» не сочетается.

- Страдательная форма возможна (обесцвеченный, обезвоженный).

Примеры:

• Обезлесить (сделать безлесным)

• Обездолить (лишить чего-то)

• Обесцветить (сделать бесцветным)

• Обезводить (лишить воды)