Упражнение 136 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

136. 1) Проанализируйте написание выделенных слов. Почему в одних случаях они написаны со строчной буквы, а в других — с прописной?



Решение задачи: 136. 1) Проанализируйте написание выделенных слов. Почему в одних случаях они написаны со строчной буквы, а в других — с прописной?Решение задачи: 136. 1) Проанализируйте написание выделенных слов. Почему в одних случаях они написаны со строчной буквы, а в других — с прописной?

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

136. 1) Проанализируйте написание выделенных слов. Почему в одних случаях они написаны со строчной буквы, а в других — с прописной?

1. — Не сметь! — строгим шёпотом сказал полковник. — Не сметь отчизну порочить. Не сметь! (Б. Васильев). 2. Спасёт он, поверьте, Отчизну, / Не выдаст он русский народ! (П. Краснов) 3. Но сколько бы ни было учителей, есть Учитель, и среди лучших учеников есть любимый. (Д. Гранин) 4. Разнообразны формы дружбы, многообразно её содержание, но есть одна незыблемая основа дружбы — это вера в неизменность друга, это верность другу. (В. Гроссман) 5. И, если жизнь не прекратится, / Тобой лишь будет сердце биться, / О, Дружба! (А. Блок)

(По материалам Национального корпуса русского языка)

1. — Не сметь! — строгим шёпотом сказал полковник. — Не сметь отчизну порочить. Не сметь! (В. Васильев).

«Отчизну» – написано с прописной буквы, потому что используется в общем значении, без дополнительного смыслового выделения (обычное нарицательное существительное).

2. Спасёт он, поверьте, Отчизну, / Не видал он русский народ! (П. Краснов).

«Не сметь Отчизну порочить!» – речь идёт о родине вообще, поэтому слово пишется с маленькой буквы.

3. Но сколько бы ни было учителей, есть Учитель, и среди лучших учеников есть любимый. (Д. Гранин).

«Учитель» – написано с заглавной буквы, так как в данном контексте это персонифицированный образ, уважительное название конкретного человека.

4. Разнообразны формы дружбы, многообразно её содержание, но есть одна незыблемая основа дружбы — это вера в неизменность друга, это верность другу. (В. Гроссман).

«Дружба» – написано с прописной буквы, потому что употребляется в общем значении, как понятие.

«Верность» написано с прописной буквы, потому что в данном случае оно употребляется в общем значении, как качество, свойство друга, а не как олицетворённое или возвышенное понятие.

5. И, если жизнь не прекратится, / Тобой лишь будет сердце биться, / О, Дружба! (А. Блок).

«Дружба» написано с заглавной буквы, потому что приобретает особый, возвышенный смысл, олицетворяя важное, значимое понятие.

2) Проанализируйте примеры 2, 5: с какими правилами цитирования связано написание прописных букв в некоторых словах из этих примеров?

Пример 2:

«Спасёт он, поверьте, Отчизну.»

Слово «Отчизна» написано с заглавной буквы, потому что стоит в эмоционально-возвышенном контексте, подчёркивающем значимость Родины.

Это авторский приём, а не обязательное правило орфографии.

Пример 5:

«О, Дружба!»

В данном примере слово «Дружба» написано с заглавной буквы, так как приобретает особый, олицетворённый смысл.

Такое написание встречается в поэтических текстах и используется для подчёркивания значимости понятия.

Связь с правилами цитирования:

Если слово стоит внутри прямой речи и не требует особого выделения, оно пишется с прописной буквы;

Если слово употребляется в контексте высокой стилистики, оно может быть написано с заглавной буквы;

В цитатах заглавная буква может использоваться, если в оригинале автор именно так выделил слово.

Таким образом, написание прописных и заглавных букв в этих примерах связано не только с правилами цитирования, но и с авторским стилем, эмоциональным и поэтическим смыслом слов.