Упражнение 143 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

143. Прочитайте диалог и прокомментируйте речевое поведение говорящих. Можно ли считать приведённый пример языковой игрой? В чём проявляется комический эффект? 1.



Решение задачи: 143. Прочитайте диалог и прокомментируйте речевое поведение говорящих. Можно ли считать приведённый пример языковой игрой? В чём проявляется комический эффект? 1.Решение задачи: 143. Прочитайте диалог и прокомментируйте речевое поведение говорящих. Можно ли считать приведённый пример языковой игрой? В чём проявляется комический эффект? 1.Решение задачи: 143. Прочитайте диалог и прокомментируйте речевое поведение говорящих. Можно ли считать приведённый пример языковой игрой? В чём проявляется комический эффект? 1.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

143. Прочитайте диалог и прокомментируйте речевое поведение говорящих. Можно ли считать приведённый пример языковой игрой? В чём проявляется комический эффект?

1. — Не знаете, где наше млекопитающее?

— Позвоночное-то? Да вон, лежит, мурлычет!

2. — Это у вас чёрная смородина?

— Нет, красная.

— А что такая белая?

— Потому что зелёная.

Анализ речевого поведения говорящих

Диалог представляет собой яркий пример языковой игры, в которой используется игра слов, нарушение логики и комические несоответствия. Говорящие сознательно искажают смысл вопросов и ответов, используя нестандартные способы построения фраз, что создаёт эффект неожиданности и комичности.

В первом диалоге:

— Не знаете, где наше млекопитающее?

— Позвоночное-то? Да вон, лежит, мурлычет!

Речь построена на псевдонаучном описании повседневных вещей. Вместо привычных названий («кот», «животное») используются термины «млекопитающее» и «позвоночное», что делает фразу излишне официальной и громоздкой в бытовом контексте. Ответ содержит неожиданную детализацию «Да вон, лежит, мурлычет!», что сразу вызывает комический эффект: собеседник понимает, что речь идёт о кошке, но использует сложные биологические термины для обозначения простого предмета разговора.

Во втором диалоге:

— Это у вас чёрная смородина?

— Нет, красная.

— А что такая белая?

— Потому что зелёная.

Комизм создаётся за счёт абсурдного несоответствия. Сначала нарушается ожидаемая логика ответа: на вопрос о чёрной смородине следует ответ «Нет, красная», что уже звучит нелепо. Далее диалог ещё больше запутывает ситуацию, так как оказывается, что «красная» смородина – белая, но на самом деле зелёная. Это логический парадокс, который строится на путанице с разными стадиями созревания ягод (неспелая красная смородина действительно бывает белой или зеленоватой).

Можно ли считать приведенный пример языковой игрой?

Да, этот диалог является примером языковой игры, так как в нём используются несколько ключевых приёмов:

Логическая несостыковка

В первом диалоге вопрос звучит научно, но ответ даётся бытовым языком.

Во втором диалоге происходит смешение понятий (чёрная > красная > белая > зелёная).

Словесная игра с категориями цвета и биологических терминов

Обычные предметы обозначаются непривычными, усложнёнными терминами («млекопитающее», «позвоночное»).

Цвета используются не в привычном контексте (смородина названа разными цветами, что вызывает путаницу).

Нарушение логики и стереотипов в речи

Вопросы подразумевают однотипные и логичные ответы, но вместо этого следуют абсурдные, неожиданные реплики.

Это создаёт эффект неожиданности и парадокса, который делает диалог забавным.

Таким образом, языковая игра в диалоге построена на осознанном нарушении логики, игре с терминами и неожиданном развитии разговора, что делает его комичным.

В чём проявляется комический эффект?

Комизм в данном диалоге основан на следующих приёмах:

Ожидание vs. реальность

Ожидаемый ответ – понятное и логичное объяснение.

Реальный ответ – неожиданное несоответствие или усложнение.

Использование научного стиля в бытовой речи

Слова «млекопитающее», «позвоночное» звучат неестественно в обычном разговоре, что создаёт эффект шутливого контраста.

Парадоксальная логика

Во втором диалоге все цвета перепутаны, но при этом в биологическом смысле они могут быть верными (неспелая красная смородина может быть белой или зелёной).

Словесная путаница и нарушение причинно-следственных связей

Вопросы и ответы звучат логично по отдельности, но нелогично в контексте.