Упражнение 189 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования. Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.



Решение задачи: 189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования. Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.Решение задачи: 189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования. Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.Решение задачи: 189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования. Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования.

Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.

Роль художественной детали в понимании художественного текста очень велика. Халат Обломова, сирень, которую он дарит Ольге Ильинской, шляпа Раскольникова, бинокль Червякова... Корпус позволяет преодолеть границы отдельного эпизода и рассмотреть функционирование детали во всём тексте или в творчестве писателя.

Например, через серию упоминаний халата в романе «Обломов» можно проследить эволюцию главного героя. Для этого мы создадим подкорпус с текстом романа и сформируем запрос для лексико-грамматического поиска — введём слово «халат». Корпус находит 28 примеров.

Если первые упоминания халата связаны с описанием его характеристик, то затем характеристики уступают место оценкам, которые даёт герой своему любимому элементу одежды. В начале романа эти оценки безусловно положительные: «На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье».

Грядущие перемены для Обломова связаны с отказом от халата, на который он никак не может решиться: «Идти вперёд — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть! Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу... нет... лукавлю, знаю и...»

Поэтому перемены в жизни Обломова маркируются отказом от халата: «Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами»...

В доме Агафьи Матвеевны халат становится маркером её заботы об Илье Ильиче: «Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простёгивала их, припадая к работе своею крепкой грудью, впиваясь в неё глазами, даже ртом, когда надо было откусить нитку, и трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием, скромно награждая себя мыслью, что халат и одеяла будут облекать, греть, нежить и покоить великолепного Илью Ильича».

(А. Матюшкин. «Вслед за словом. Анализ художественного текста с использованием НКРЯ»)

Материалы Национального корпуса русского языка (НКРЯ) играют важную роль в лингвистических и литературоведческих исследованиях. Национальный корпус представляет собой обширную базу текстов разных эпох, жанров и стилей, что позволяет исследователям анализировать функционирование языка и выявлять закономерности его развития.

Прежде всего, корпус полезен для лингвистических исследований, связанных с анализом употребления слов, устойчивых выражений, грамматических конструкций и синтаксических особенностей русского языка. Например, можно изучать динамику изменения значений слов на протяжении веков, исследовать частотность употребления различных грамматических форм и анализировать лексико-семантические связи.

В литературоведческих исследованиях НКРЯ позволяет детально рассматривать художественные тексты. Используя корпус, можно проследить эволюцию определённого образа в литературе (как это показано в тексте с примером халата в романе «Обломов»), выявить характерные стилевые приёмы того или иного писателя, а также анализировать использование тропов, стилистических фигур и выразительных средств.

Кроме того, корпус помогает сравнивать различные переводы одного и того же произведения, выявлять расхождения в интерпретации текстов и оценивать качество перевода. Например, можно анализировать, какие слова или конструкции были изменены переводчиками и как это повлияло на восприятие текста в другой языковой среде.

Таким образом, материалы Национального корпуса русского языка представляют собой мощный инструмент для анализа языка и литературы. Они позволяют исследователям получать объективные данные, подтверждённые текстами разных эпох и жанров, что делает исследования более точными и научно обоснованными.

2) Опираясь на примеры, данные в тексте, проведите исследование роли детали в произведении: в Обучающем корпусе выберите слово для поиска, задайте подкорпус с текстом произведения, обратите внимание на статистику, опишите полученные результаты.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» художественная деталь играет ключевую роль в раскрытии характера главного героя и центральной темы произведения. Один из наиболее ярких примеров — описание халата Обломова. Этот предмет одежды не только характеризует образ жизни Ильи Ильича, но и символизирует его инертность и оторванность от активной жизни. Гончаров подробно описывает халат, подчёркивая его мягкость и удобство, что отражает стремление Обломова к комфорту и нежелание покидать пределы своего дома. Таким образом, через такую деталь автор передаёт глубинные черты личности героя и подчёркивает основную идею романа.

3) Обучающий корпус позволяет провести исследование сочетаемости слов, что важно при работе с паронимами (поэтическая деталь — поэтичный образ и т. п.). Запишите несколько примеров сочетаний с паронимами, проверьте статистику по корпусу.

В русском языке существует множество паронимов — слов, схожих по звучанию, но различающихся по значению. Рассмотрим некоторые примеры паронимов и их типичные сочетания:

Абонемент (право на пользование чем-либо) — абонент (пользователь услуги):

Абонемент: театральный абонемент, абонемент в спортзал.

Абонент: абонент телефонной сети, абонент мобильной связи.

Ограничить (установить предел) — отграничить (разделить, отделить) — разграничить (провести границу между чем-либо):

Ограничить: ограничить скорость, ограничить доступ.

Отграничить: отграничить участок забором, отграничить обязанности.

Разграничить: разграничить зоны ответственности, разграничить понятия.

Эффективный (действенный) — эффектный (производящий впечатление):

Эффективный: эффективный метод, эффективное решение.

Эффектный: эффектный жест, эффектное выступление.

Дипломант (лицо, награждённое дипломом) — дипломник (студент, пишущий дипломную работу):

Дипломант: дипломант конкурса, дипломант фестиваля.

Дипломник: дипломник технического вуза, дипломник художественного факультета.

Невежа (грубый, невоспитанный человек) — невежда (незнающий, малограмотный человек):

Невежа: он оказался полным невежей, невежа в общении.

Невежда: научный невежда, невежда в искусстве.

Анализируя сочетаемость этих паронимов, можно заметить, что каждое слово имеет свои устойчивые словосочетания, что помогает различать их значения и правильно использовать в речи.