Упражнение 192 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.



Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.Решение задачи: 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:

192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров. Назовите основные направления исследований современной русистики, которые перечислил В. И. Карасик.

Основные направления исследований современной русистики, которые перечислил Владимир Ильич Карасик:

Изменение грамматической системы языка

Ранее в русском языке было больше временных форм, чем сейчас. Некоторые старые формы сохранились в языке как устойчивые выражения, например, «жили-были» или «я было решил».

Заимствования в языке и их влияние

Исследование заимствованных слов в русском языке, их адаптации и влияния на речевую культуру.

Различие между полезными заимствованиями («монитор», «жалюзи») и паразитарными, которые заменяют существующие слова («консенсус» вместо «согласие»).

Языковая динамика: появление и исчезновение слов

Одни слова уходят из обихода, другие приходят. Например, слово «тинейджер» заменилось на «подросток», а «чувак» становится маркером возраста говорящего.

Роль молодежи в изменении языка

Молодежь является основным создателем нового сленга и языковых новаций, аналогично профессиональным сообществам (например, жаргон программистов).

Воздействие социальных изменений на лексику

Демократизация общения привела к увеличению вульгаризмов и снижению языковых барьеров.

Сравнение тенденций русского языка с англоязычной и исламской культурами, где различия в традициях определяют отношение к ненормативной лексике.

Разграничение публичного и приватного общения

Проблема допустимости ненормативной лексики в различных контекстах.

Запрет на использование мата в публичном пространстве, но допустимость его в приватном общении.

Грамотность в эпоху интернета

Рост видимости неграмотности в интернете связан не с увеличением числа безграмотных, а с появлением у них письменного способа самовыражения.

Русский язык на постсоветском пространстве

Анализ политики по отношению к русскому языку в странах бывшего СССР.

Примеры успешных (Беларусь) и сложных (Украина, Казахстан) случаев языковой политики.

Фонетические изменения под влиянием заимствований

Влияние английского языка на произношение русских слов, появление звука «уо» в речи некоторых носителей.

Новые формы устного общения

Использование конструкций типа «А я такая говорю, а он такой мне отвечает…», создающих эффект инсценировки в речи.

Эти направления охватывают широкий спектр языковых явлений и показывают, как язык меняется под влиянием социальных, культурных и политических факторов.

2) Имена и работы каких исследователей, о которых идёт речь в интервью, вам уже знакомы?

В интервью упоминаются следующие исследователи и их работы:

Максим Кронгауз – российский лингвист, специалист по русскому языку, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва». В интервью приводится его наблюдение о том, что в мужском коллективе человек, не употребляющий ненормативную лексику, может вызывать недоверие, поскольку таким образом он устанавливает дистанцию с окружающими.

Михаил Горбачев – советский и российский политический деятель. В разговоре обсуждается его склонность использовать слово «консенсус» вместо более привычного «согласие», что привело к популяризации этого заимствования в 1990-е годы.

Нурсултан Назарбаев – первый президент Казахстана. В интервью говорится о его языковой политике, включающей обязательное изучение казахского, русского и английского языков, а также о переходе Казахстана с кириллицы на латиницу.

Александр Назаров (косвенно) – российский языковед, исследователь заимствований и фонетических изменений в языке. Его идеи о влиянии иностранных языков на произношение, в том числе появление в русском языке губно-губного звука «уо», соотносятся с приведенным в интервью примером изменения произношения слова «Windows» («виндоз» – «уиндоз»).

Эти исследователи и примеры их работ показывают, что язык является динамической системой, находящейся под влиянием социальных, культурных и политических факторов.

3) В. И. Карасик считает, что в письменной речи современников всё чаще используются штампы. С чем это связано, на ваш взгляд?

Использование штампов в письменной речи современных носителей языка связано с несколькими факторами:

Влияние СМИ и интернета

Современные медиа и социальные сети формируют стандартизированные обороты, которые активно распространяются. Например, журналистские клише («беспрецедентное событие», «вызов времени», «обратная сторона медали») или интернет-мемы закрепляются в сознании пользователей и начинают использоваться в повседневной речи.

Упрощение коммуникации

В условиях быстрого обмена информацией люди стремятся выражаться проще и понятнее, используя готовые конструкции вместо оригинальных формулировок. Штампы позволяют экономить время на подбор слов.

Ограниченный словарный запас

Многие носители языка не стремятся развивать речь, а штампы заменяют полноценное владение языком. Особенно это заметно в официальных и деловых текстах, где используются стереотипные выражения («оказание всесторонней помощи», «повышение эффективности»).

Влияние бюрократического стиля

В документации, официальных письмах и отчетах укоренились устойчивые клише, которые переходят в другие сферы коммуникации. Это формирует привычку писать неестественно, заменяя живую речь сухими стандартными оборотами.

Механическое заимствование из других языков

В русском языке растет количество калькированных конструкций из английского, что также приводит к увеличению штампов («принять вызов», «движение вперед», «миссия компании»).

Таким образом, использование штампов – это следствие изменений в обществе, технологического прогресса и стремления к экономии языковых средств.

4) Что является речевым идеалом, по мнению учёного? Согласны ли вы с ним?

По мнению Владимира Ильича Карасика, речевой идеал связан с четкой дифференциацией языковых стилей и соблюдением культурных норм в общении. Основные аспекты его речевого идеала включают:

Разграничение приватного и публичного общения

Карасик подчеркивает, что в частной коммуникации допустима свобода самовыражения, включая использование разговорных элементов, сленга и даже ненормативной лексики. Однако в публичной речи, особенно в официальных и культурных сферах (например, в театре), он выступает за соблюдение языковой нормы.

Саморегуляция в языке

Учёный считает, что язык развивается естественным путем, новые слова приходят, а устаревшие уходят. При этом необходимо сохранять баланс между традицией и новыми языковыми явлениями, не допуская чрезмерного влияния заимствованных слов без необходимости.

Культура речи как форма самодисциплины

В отличие от запретов и цензуры, Карасик говорит о внутренней культуре личности, когда человек сам регулирует свою речь, в зависимости от ситуации и аудитории.

Я в целом согласен с позицией ученого. Действительно, язык не должен быть скован жесткими рамками, но одновременно важно поддерживать речевую культуру. Особенно это актуально в условиях современного информационного общества, где граница между личным и публичным стирается.

Однако, на мой взгляд, необходимо дополнительно учитывать образовательную роль языка. Например:

Интернет и социальные сети способствуют распространению не только новых слов, но и речевых ошибок, неграмотности.

Вульгаризация речи в публичных сферах (например, в медиа, блогах, шоу) может привести к снижению общего уровня речевой культуры.

Нормативный язык — это не ограничение, а инструмент эффективной коммуникации.

Таким образом, согласие с речевым идеалом Карасика не отменяет необходимости осознанного отношения к языку. Важно помнить, что язык формирует мышление, и от качества речи во многом зависит уровень культуры общества.