Упражнение 108 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести.



Решение задачи: 108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести.Решение задачи: 108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести.Решение задачи: 108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести.Решение задачи: 108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести.

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:

108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести. Аргументируйте своё мнение.

— А кто это там стоит? — крикнул Валька. — Что за писаная красавица?

Рыжий посмотрел из-под козырька и спросил, кривляясь:

— Игде, игде?

— Ребята, да она нас не замечает! — возмущённо закричал Лохматый, потрясая кулаками. — Какая гордая!..

— Леночка, это же мы, твои одноклассники! — пропела Шмакова.

В этом фрагменте можно заметить примеры речевой агрессии, направленной на Лену Бессольцеву. Они проявляются как в открытой форме, так и в скрытой насмешке.

1. Явные формы речевой агрессии

- Оскорбления и насмешки

• Валяка: «Что за писаная красавица?» > это сказано с насмешкой, высмеивается внешний вид или поведение Лены.

• Рыжий: «Иди, иди?» > передразнивает, намеренно кривляется, что является формой издевательства.

- Попытка вызвать общественное порицание

• Лохматый: «Ребята, да она нас не замечает!» > он преподносит её поведение как признак гордости и пренебрежения к окружающим, чтобы вызвать негативное отношение одноклассников.

• «Какая гордая!» > используется сарказм, чтобы высмеять Лену.

2. Скрытые формы речевой агрессии

- Манипуляция и давление через коллектив

• Шмакова: «Леночка, это же мы, твои одноклассники!» > сказано вроде бы доброжелательно, но в контексте ситуации звучит упрекающе, как обвинение в нежелании общаться.

- Ирония и сарказм

• Использование выражения «писаная красавица» > очевидная ирония, направленная на унижение.

3. Аргументация на основе лингвистической теории

Согласно определению речевой агрессии из лингвистических заметок (см. учебник), она проявляется в:

• Намерение унизить адресата («Какая гордая!»).

• Несоответствие речевого поведения ситуации (издевательские реплики вместо обычного общения).

• Отрицательных эмоциональных реакциях, таких как насмешка, ирония, сарказм («Иде, иде?» — передразнивание).

4. Вывод

В этом фрагменте Лена Бессольцева подвергается речевой агрессии со стороны одноклассников. Они используют насмешки, передразнивания, иронию и сарказм, чтобы унизить её и подчеркнуть её «отличие» от коллектива. Эти проявления агрессии являются частью более масштабного конфликта, развивающегося в повести.

2) Проиграйте ситуацию из повести, предложите способы преодоления речевой агрессии. Возможен ли, по вашему мнению, выход из подобной ситуации в рамках речевого этикета и этики?

Способы преодоления речевой агрессии в ситуации из повести В. К. Железникова «Чучело»

В этом фрагменте повести Лена Бессольцева сталкивается с речевой агрессией со стороны одноклассников, которые насмехаются над ней, передразнивают и используют сарказм. Есть несколько способов преодолеть эту ситуацию в рамках речевого этикета и этики.

Как можно отреагировать на речевую агрессию?

- Игнорирование агрессии

Лена могла бы не реагировать на оскорбления и насмешки, тем самым не давая агрессивным одноклассникам желаемого эффекта. Такое поведение часто снижает интерес агрессоров к жертве.

- Спокойный ответ без эмоций

Использование нейтрального, сдержанного ответа (например, «Я не вижу причин для насмешек») могло бы показать уверенность Лены и отсутствие страха перед обидчиками.

- Юмор и ирония

Если бы Лена ответила в шутливой форме, например: «Да, я очень горжусь тем, что могу вести себя достойно», это могло бы сбить агрессоров с толку.

- Апелляция к разуму и совести

Лена могла бы задать прямой вопрос, например: «Почему вы так говорите? Что я сделала не так?» Это могло бы заставить одноклассников задуматься о своей несправедливости.

- Обращение за поддержкой

Лена могла бы обратиться за помощью к авторитетному взрослому (учителю, родителям) или заручиться поддержкой более дружелюбных одноклассников.

Можно ли выйти из этой ситуации в рамках речевого этикета и этики?

Да, если бы одноклассники осознали, что их поведение нарушает нормы культуры общения, и увидели в Лене человека, достойного уважения, ситуация могла бы разрешиться мирно. Однако в повести конфликт выходит за рамки обычного недопонимания — это коллективная травля, и в таких случаях агрессоры редко меняют своё поведение без вмешательства извне.

Вывод

Основной принцип преодоления речевой агрессии — сохранение самообладания, уверенности и использование конструктивных способов реагирования. В рамках речевого этикета можно смягчить конфликт, но для его полного разрешения требуется изменение отношения коллектива.