Ответы на вопросы на стр.72 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.



Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.Решение задачи: Основные теоретические понятия Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.

Ниже вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:

Основные теоретические понятия

Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.

1.

Классический реализм — это литературное направление XIX века, которое стремилось объективно и правдиво изображать действительность. Основное внимание в реалистических произведениях уделяется социальным и психологическим аспектам жизни человека, исследованию его места в обществе и внутреннего мира. Реализм противопоставлял себя романтизму, отказываясь от идеализации и сосредотачиваясь на описании повседневной жизни.

Ключевые черты классического реализма:

• Типизация персонажей: герои реалистических произведений представляют определённые социальные группы.

• Психологизм: внимание к внутренним переживаниям персонажей и их духовной эволюции.

• Социальная направленность: анализ социальных проблем и конфликтов.

• Детализированное описание: внимание к быту, окружающей среде, деталям.

2.

Новый реализм — это направление в литературе XX века, возникшее как продолжение и переосмысление традиций классического реализма. Основное внимание уделяется изображению внутреннего мира человека в условиях изменяющегося общества, а также поискам новых форм и языковых средств. Новый реализм отличается философской глубиной, акцентом на психологических и социальных противоречиях.

Особенности нового реализма:

• Изображение современной реальности: акцент на урбанистических пейзажах, техногенной среде, повседневной жизни.

• Философская направленность: размышления о смысле жизни, одиночестве, отчуждении.

• Инновации в языке и композиции: использование потока сознания, нарушенного хронологического порядка.

Примеры: произведения Альбера Камю («Чума»), Эрнеста Хемингуэя («Старик и море»), Фолкнера («Шум и ярость»).

3.

Символика — это использование художественных символов в литературе для передачи сложных, многозначных идей. Символы часто основываются на ассоциациях и требуют от читателя интерпретации. В литературе символика широко использовалась представителями модернизма, которые стремились выйти за рамки буквального смысла и создать образы, способные выразить скрытую суть вещей.

Особенности символики:

• Символы имеют многослойное значение, соединяя конкретное и абстрактное.

• Символика позволяет выразить философские и духовные идеи.

• Использование архетипов, мифологических и культурных аллюзий.

Пример: образ моря в творчестве Ивана Бунина, который символизирует бесконечность и вечность.

4.

Предметный мир в литературе — это совокупность вещей, описанных в произведении, которые помогают создать атмосферу, раскрыть характеры героев и передать авторское отношение к событиям. Предметы могут быть как функциональными, так и символическими, играя важную роль в развитии сюжета.

Внимание к предметному миру особенно характерно для реализма, где описания вещей создают иллюзию достоверности. Однако в модернизме предметы приобретают философский или психологический смысл, становясь символами внутреннего мира героев.

Пример: часы в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» как символ утраченного времени и воспоминаний.

5.

Психологизм — это приём, который заключается в детальном изображении внутреннего мира героя, его мыслей, чувств, переживаний. Психологизм помогает показать сложные душевные процессы и раскрыть мотивацию поступков персонажей. Он может выражаться через внутренний монолог, поток сознания, описания мимики и жестов.

В русской литературе психологизм достиг своего расцвета в произведениях Фёдора Достоевского и Льва Толстого, где главные герои часто оказываются на грани морального и эмоционального кризиса.

Пример: внутренние переживания Раскольникова в романе «Преступление и наказание», где детально описаны его сомнения, угрызения совести и самоанализ.

6.

Рассказ — это эпический жанр, представляющий собой небольшое повествовательное произведение, сосредоточенное на одном или нескольких событиях. Рассказ отличается лаконичностью, компактностью и сосредоточенностью на главной идее. Несмотря на небольшой объём, он может передать глубокие мысли, сложные чувства и раскрыть характеры героев.

Пример: рассказы Антона Чехова, где через простые жизненные ситуации передаются сложные психологические конфликты и социальные проблемы.

7.

Повесть — это жанр эпической прозы, который занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Повесть отличается большей протяжённостью повествования по сравнению с рассказом, наличием нескольких сюжетных линий и более глубоким раскрытием характеров героев. В то же время она сохраняет сосредоточенность на одном главном событии или герое.

Пример: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, где описывается не только судьба героев, но и исторический контекст.

8.

Лирическое начало в прозе — это элементы, присущие поэзии, которые используются в прозе для создания эмоциональной насыщенности, усиления субъективного восприятия событий. Лиризм может выражаться через использование метафор, ритмических конструкций, описаний природы, глубоких эмоциональных переживаний героев.

Пример: творчество Ивана Бунина, где пейзажные описания и эмоциональные детали придают прозе поэтическую глубину.

9.

«Естественный человек» — это концепция, связанная с представлением о человеке, который находится в гармонии с природой и свободен от социальных условностей. Это понятие было популярно в эпоху Просвещения, особенно в трудах Жан-Жака Руссо, который утверждал, что цивилизация искажает человеческую сущность.

В литературе «естественный человек» часто противопоставляется обществу как носитель истинных ценностей и моральной чистоты. Пример: герой романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», который учится жить в гармонии с природой.

10.

Фольклорные мотивы — это элементы народного творчества, такие как сказания, песни, легенды, которые используются в литературе. Они помогают создать ощущение связи с народной культурой, усилить национальный колорит и придать произведению символическое значение. Фольклорные мотивы часто включают образы природы, архетипические сюжеты, фантастические элементы.

Пример: использование былинных образов в поэмах Александра Блока («Скифы») и обращение к народным сказкам в произведениях Максима Горького.

Вопросы и задания

1. Кого из писателей-классиков в русской и зарубежной литературе А. Куприн считал своими учителями?

Куприн считал своими учителями:

• Из писателей-классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, АП. Чехова, М. Горького и Ф. М. Достоевского.

• Из зарубежных классиков: Гамсуна, Р. Киплинга, Ч. Диккенса, Г. де Мопассана, Г. Флобера, Дюма-отца, Д. Лондона и М. Твена.

2. Отметьте факты биографии А. Куприна, которые, на наш взгляд, являются значимыми для осмысления его своеобразия как художника.

Факты биографии Александра Ивановича Куприна, важные для осмысления его своеобразия как художника:

• Трудное детство. После смерти отца Куприн с матерью переехали в Москву, где он до семи лет жил в благотворительном учреждении. Обстановка отразилась на творчестве писателя: он описывал жизнь тех, кто был беден и одинок.

• Обучение в кадетских корпусах. Тема военных образовательных учреждений занимает серьёзное место в творчестве Куприна, так как он знает её изнутри.

• Военная служба. Будучи офицером, писатель активно занимался литературной деятельностью, изображая окружающую действительность: как быт, так и психологические особенности юнкеров, офицеров и их возлюбленных.

• Смена множества профессий. Всего за несколько лет Куприн успел поработать грузчиком, рабочим, журналистом, продавцом, актёром, суфлёром и даже готовился стать монахом. Всё это подарило писателю богатство характеров, героев, психологических портретов и описаний быта самых разных людей.

• Эмиграция. Куприн был вынужден эмигрировать из России из-за Гражданской войны, где он служил в армии генерала Юденича. Творчество писателя того периода пронизано безысходностью и чувством одиночества.

3. Проследите основные этаны развития А. Куприна-художника.

Основные этапы развития А. И. Куприна-художника:

1. 1889 год – в московском журнале «Русский сатирический листок» впервые напечатан рассказ Куприна «Последний дебют».

2. 1890 год – Куприн получил чин подпоручика и был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии. Находясь в полку, пишет и публикует рассказы «Психея», «Лунной ночью», «Из отдалённого прошлого», «Негласная ревизия», повесть «Впотьмах».

3. 1896 год – в журнале «Русское богатство» напечатана повесть «Молох».

4. 1898 год – в газете «Киевлянин» опубликована повесть «Олеся».

5. 1900 год – в газете «Жизнь и искусство» напечатана повесть «На первых порах», впоследствии получившая название «На переломе» («Кадеты»).

6. 1904 год – в журнале «Юный читатель» опубликован рассказ «Белый пудель».

7. 1908 – 1915 годы – работа над романом «Яма».

8. 1911 год – опубликован рассказ «Гранатовый браслет».

9. 1920 год – эмиграция в Париж.

10. 1937 год – Куприн вернулся из французской эмиграции в Москву.

4. Поясните значение таких ключевых понятий творчества А. Куприна, как «свобода самовыражения», «широта охвата действительности», «непосредственность отображения жизни». Опираясь на критические и мемуарные источники, высказывания самого писателя, обоснуйте сделанные вами заключения.

Значение ключевых понятий творчества А. Куприна:

1. «Свобода самовыражения». Писатель высоко ценил возможность свободно выражать свои мысли и заниматься творчеством. Например, скрипач Сашка из рассказа «Гамбринус» не боялся играть те музыкальные произведения, которые считал нужным.

2. «Широта охвата действительности». Куприн имел богатый жизненный опыт и отражал окружающую действительность во всём её многообразии. При этом он даже в рассказах часто не останавливался на описании исключительно главного героя: даже второстепенные персонажи помогали раскрыть смысл задуманного и шире охватить действительность.

3. «Непосредственность отображения жизни». Писатель ничего не приукрашивает, а с точностью воспроизводит жизнь, какой бы она ни была.

5. Прочитайте вслух фрагменты рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» под аудиозапись второй сонаты Л. Бетховена («Largo Appassionato»). Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии рассказа, понимании замысла автора?

Да, чтение вслух фрагментов рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» под аудиозапись Л. Бетховена изменило восприятие произведения и понимание замысла автора.

Музыка Бетховена, которая служит эпиграфом к рассказу и звучит в финале, задаёт тон – грустный, немного тревожный, торжественный. Благодаря мелодии текст воспринимается как трагичный, но светлый, немного грустный, но вызывающий тёплые чувства.

Произведение Бетховена помогает прочувствовать всю силу и красоту, всю жертвенность и целомудренность любви Желткова к княгине Вере Николаевне, понять её душу и характер.

Таким образом, прослушивание аудиозаписи способствует более полному и глубокому пониманию как литературного, так и музыкального произведений.

6. Опишите тип «купринского» героя, определите его характерные особенности по прочитанным вами произведениям писателя.

Тип «купринского» героя – нетипичный для окружающего мира, сложная и противоречивая личность, часто в них есть внутренний конфликт, который разворачивается в течение произведения. При этом А. И. Куприн строит своего героя постепенно: читатель знакомится с ним через поступки, мысли, отношения с другими персонажами.

Характерные особенности «купринского» героя:

• Открытость и готовность меняться. При этом они могут воспринимать прекрасное, чувствовать и любить. Например, главная героиня повести «Олеся» не боится полностью отдаться поглощающему её чувству.

• Стремление к справедливости. Например, в рассказе «Анафема» из слабого и безвольного героя Отец Олимпий превращается в сильного духом человека, который способен отстаивать свою точку зрения.

• Слабость и отсутствие воли многих героев, несмотря на высокие моральные качества.

7. В Пензенской и Вологодской областях существуют музеи А. Куприна. Если бы вы сами создавали музей писателя, какие бы экспонаты поместили в его музей?

При создании музея А.И. Куприна я бы поместил в музей следующие экспонаты:

• Архив Куприных периода эмиграции. Два автографа писателя, письма жены, документы и письма К.А. Куприной.

• Бытовые вещи. Золотое кольцо Е.М. Куприной, серебряная фляжка А.И. Куприна, кофеварка, бронзовый нож для разрезания бумаг. Три семейных портрета работы художника Филиппа Андреевича Малявина.

• Заграничный паспорта писателя.

• Книги из библиотеки А.И. Куприна. Например, издания с первыми публикациями произведений писателя: «Олеся», «Поединок», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Изумруд», «Леночка».

• Метрика о крещении Саши Куприна в наровчатском Покровском храме.

• Фотография Куприна в трёхлетнем возрасте.

• Фотографии молодых отца и матери писателя.

Выбор экспонатов зависит от целей и задач музея.