Вводный вопрос в параграфе 3 ГДЗ Габриелян Остроумов 7 класс (Химия)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Габриелян, Остроумов, Сладков 7 класс, Просвещение:

Изучение естественно-научных дисциплин: биологии, географии, физики — основывается на использовании одинаковых методов. Вспомните, какие это методы. Можно ли их использовать при изучении химии?

Метод (от греч. methodos) — путь, способ исследования или практического действия.

Для того чтобы сформулировать, какие признаки свидетельствуют о протекании химических реакций, вы использовали такой важнейший метод познания окружающего вас мира, как наблюдение.

Наблюдение — это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

Недаром говорят, что наблюдение даёт пищу для размышления, являясь источником информации об объекте наблюдения и фактором поиска причин, объясняющих закономерности проявления свойств наблюдаемого объекта. Научное наблюдение отличается от обыденного, так как оно проводится при соблюдении ряда условий.

1. Определяется объект наблюдения (вещество или изменения, происходящие с веществом в определённых условиях).

2. Формулируется цель наблюдения: зачем его необходимо проводить?

3. Часто выдвигается гипотеза (греч. hypothesis — основание) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо свойства химического объекта и влияния условий на его проявление.

4. Составляется план проверки выдвинутой гипотезы в ходе химического эксперимента (лат. experimentum — проба, опыт).

Эксперимент — опытное изучение наблюдаемого явления в строго определённых условиях.

Многократное воспроизведение эксперимента в данных условиях позволяет выявить закономерность, которой подчиняются исследуемые химические объекты и явления. Такие условия обеспечивает специально оборудованное помещение — лаборатория (рис. 8).

5. По результатам эксперимента делается вывод об истинности выдвинутой гипотезы.

Познакомьтесь с несложным экспериментом, целью которого является изучение строения пламени нагревательных приборов, часто используемых при проведении химических опытов. Следовательно, объектами нашего эксперимента являются источники пламени: спиртовка, газовая горелка, свеча. Гипотезой может служить предположение о том, что пламя различных источников имеет различное строение, или предположение о том, что строение пламени различных источников одинаково. Для экспериментальной проверки гипотезы составьте план эксперимента:

1) поджигание фитиля спиртовки, нити свечи, газовой горелки;

2) рассмотрение пламени различных источников;

3) исследование пламени с помощью спички или лучинки.

Подожгите фитиль спиртовки, нить свечи, газовую горелку и рассмотрите язычки пламени. Оказывается, несмотря на различный цвет и размеры язычков пламени, они имеют сходное строение — три зоны (рис. 9). Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени.

Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но ещё более высокая температура в верхней части пламени (.3).

Чтобы подтвердить предположение о различной температуре пламени в различных зонах, «проткните* каждый язычок пламени лучинкой или спичкой гак, чтобы она пересекала все три зоны. Вы убедитесь, что лучинка каждый раз сильнее обуглилась в зонах 2 и 3. Следовательно, пламя там имеет более высокую температуру.

Сделайте важный практический вывод: для более эффективного нагревания предмет необходимо вносить в верхнюю часть пламени.

Подтвердите сделанный вывод, повторив эксперимент с поджиганием сухого горючего.

Оформлять результаты экспериментов можно, например, в виде следующей таблицы.

Отчёт о проведении опыта

Что делали

Что наблюдали

Выводы и уравнения реакций

Нередко описание опыта и наблюдения сопровождают соответствующими рисунками, а выводы — уравнениями реакций, с которыми вы познакомитесь при изучении курса химии.

Попробуйте оформить результаты эксперимента по изучению строения пламени, заполнив таблицу.

М. В. Ломоносов писал: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции...» Для проведения «химических операций» — химического эксперимента требуется специальное оборудование, с которым вы познакомитесь при выполнении практической работы на следующем уроке.

Что делали

Поджигают фитиль спиртовки, рассматривают пламя, вносят в пламя лучину

Что наблюдали

Пламя имеет 3 зоны:

1. Темная зона в нижней части пламени

2. Яркая часть, окаймляющая зону 1

3. Верхняя часть пламени

При внесении лучины в пламя, она сильнее всего обуглилась в зонах 2 и 3.

Выводы

В зоне 3 наибольшая температура, поэтому для более эффективного нагревания предмет необходимо вносить в верхнюю часть пламени.