Параграф 27 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:

§27. Рынок труда и безработица

В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы?

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями.

Какие виды рынков бывают?

Существует множество видов рынков, главные из них можно сгруппировать по ряду признаков. По объекту рыночных отношений выделяют рынок потребительских товаров и услуг, рынки труда, капитала, земли, ценных бумаг и др.; по масштабу продаж - рынки оптовый, розничный; по территориальной принадлежности - рынки местный, региональный, общенациональный, мировой; по уровню конкуренции - рынки совершенной конкуренции, монополизированный и др.; по степени соблюдения законности - рынки легальный, нелегальный, «теневой».

Что лежит в основе их различий?

В основе различий разных видов рынков лежит объект рыночных отношений, масштаб продаж, территориальная принадлежность, уровень конкуренции, степень соблюдения законности.

Каковы экономические цели и функции государства?

К целям экономической политики относятся:

- повышение качества жизни граждан;

- обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;

- усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;

- развитие человеческого капитала;

- улучшение экологической ситуации в стране.

Экономические функции государства:

- Функция законодательного регулирования.

- Функция предоставления общественных благ.

- Функция социальной политики.

- Функция обеспечения экономического роста.

- Функция стабилизации экономики

Чем объясняется неравенство доходов?

Неравенство доходов возникает из-за различий в статусах, в образовании, в опыте работы. Также доходы зависят от количества работающих людей в семье, их конкретных профессий.

Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения?

- социальные выплаты

- пенсии

- пособия

- минимальный размер оплаты труда

- увеличение (индексация) зарплаты

- помощь безработным

- льготные условия для поддержки бизнеса

- помощь малоимущим

Что такое предпринимательская деятельность?

Предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Каждый ли имеет право на труд?

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Какой труд важнее умственный или физический?

Я думаю, каждый труд по своему важен. В современном мире важен и умственный, и физический труд, потому что они обеспечивают работу разных предприятий, компаний. Для успешной работы компании нужен как физический, так и умственный труд.

Может ли подросток совмещать учёбу и работу?

Теоретически, подросток может совмещать работу и учебу, однако его должны взять не на полный рабочий день. Кроме того, очень сложно совмещать учебу и работу, особенно в подростковом возрасте.

От чего зависит размер заработной платы?

Размер заработной платы зависит от опыта работы сотрудника, его образования, профессиональных навыков и компетенций, личных качеств, его ставки и длительности рабочего дня.

Как не оказаться безработным?

- ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли);

- овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности;

- быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией.

- быть гибким в работе, уметь подстраиваться

- уметь быстро вникать в работу

- уметь творчески подходить к работе, проявлять креативность

- уметь работать в команде, находить общий язык с разными людьми

- уметь быстро и четко выполнять задачи, оперативность

Узнайте у родителей, с чем был связан их выбор трудовой деятельности. Какой из факторов оказался решающим?

При выборе трудовой деятельности мои родители ориентировались на интерес к трудовой деятельности, востребованность профессии и уровень заработной платы. Решающим фактором стала востребованность профессии.

Вспомните организационно-правовые формы фирм и особенности труда в них.

Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Подумайте, как это влияет на личную активность безработных в обеспечении собственной занятости.

Я думаю, это негативно влияет на личную активность безработных в обеспечении собственной занятости, потому что люди не стремятся улучшать свои навыки, а просто продолжает поиски, которые не заканчиваются успешно.

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

2. Кто относится к категориям занятых и безработных?

К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

3. Как определить уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

4. Чем вызвана безработица?

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве. Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается. Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу или меняет.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства. Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики.

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная

зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы - несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода - заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица - серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние.

6. Как государство обеспечивает занятость?

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

1. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей - студент дневного отделения университета. Женя - домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясните свой выбор.

Безработными считаются все четверо. Причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу или меняет, поэтому безработными считаются Дмитрий и Татьяна. Безработными считаются студенты. Также безработной считается Женя, так как она не работает, а сидит дома и занимается ребенком.

2. Заполните в тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Экономические последствия Социальные последствия

снижение уровня доходов семей; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; рост преступности в стране.

Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

3. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

Эти процессы оказывают положительное влияние на безработицу, эти процессы сокращают безработицу. Увеличение доли собственников и экономически самостоятельных производителей расширяет рынок вакансий, потому что эти собственники и производители нанимают работников на свои предприятия, таким образом сокращая безработицу.

4. Узнайте из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональную квалификацию (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуйте составить деловой портрет работника современного производства. Проведите самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Современный работник производства должен быть:

- ответственным

- коммуникабельным

- пунктуальным

- вежливым

- дружелюбным

Работник должен уметь работать с ПК, знать основные программы, иметь высшее образование, опыт работы, а также иметь особые профессиональные навыки (специальные для каждой профессии). Работник должен стремиться к развитию.

5. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?».

Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Что бы вы добавили к этим ответам?

Обсудите вопрос с одноклассниками.

- быть гибким в работе, уметь подстраиваться

- уметь быстро вникать в работу

- уметь творчески подходить к работе, проявлять креативность

- уметь работать в команде, находить общий язык с разными людьми

- уметь быстро и четко выполнять задачи, оперативность