Параграф 4 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:

§ 4. Человек как духовное существо

1. Выпишите из учебника определение понятия «миро-воззрение».

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

2. Каковы функции мировоззрения?

• Познавательная

• Оценочная

• Социальная

• Интегративная

• Прогностическая

3. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Тип мировоззрения

Обыденное (житейское)

Религиозное

Научное

Характеристики

Формируется на основе жизненного опыта, повседневных наблюдений и традиций. Оно может быть несистематизированным и не всегда точным

Основывается на вере в сверхъестественное и духовное. Оно включает в себя систему религиозных убеждений, моральных ценностей и норм поведения

Основывается на научных знаниях и методах исследования. Оно стремится к объективному и рациональному пониманию мира, используя эмпирические данные и логические рассуждения.

4. Заполните пропуски в схеме.

5. Существует мнение, что личностные и социальные ценности носят конкретно-исторический характер и меняются по мере изменения условий жизни человека и общества. Согласны ли вы с этим мнением? Используя обществоведческие знания, приведите не менее трёх аргументов в подтверждение своей позиции.

Я согласна с приведенным мнением.

В античном обществе ценились такие качества, как храбрость, честь, справедливость. В Средневековье на первый план вышли рели-гиозные ценности, а в Новое время — ценности Просвещения, такие как свобода, равенство, братство.

В разные исторические периоды менялись и социальные ценности. Например, в Средневековье ценились такие качества, как смирение, послушание, терпение. В Новое время стали цениться такие качества, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность.

Личностные ценности также менялись в разные исторические периоды. Например, в античном обществе ценились такие качества, как мудрость, знание, красота. В Новое время стали цениться такие качества, как индивидуальность, самореализация, саморазвитие.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Каждый человек в процессе жизни формирует собственные убеждения, взгляды на мир и самого себя. Поэтому в перечне политических свобод (А), гарантируемых Конституцией РФ, есть свобода убеждений (ст. 19). Она тесно связана с другими свободами – свободой мысли и слова, общественной жизни (Б). Все перечисленные свободы дают человеку возможность (В) выражать себя во всех сферах жизни общества. Конституция РФ гарантирует гражданину право на образование, пользование культурными ценностями (Г) и свободу творчества (ст. 43, 44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои духовные потребности (Д).

Внутренний мир личности не случайно назван духовным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в высоких нравственных качествах (E)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) культурные ценности

2) общественная жизнь

3) гражданские свободы

4) духовные потребности

5) свобода совести

6) возможность

7) искусство

8) нравственные качества

9) политические свободы

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: А – 9

Б – 2

В – 6

Г – 1

Д – 4

Е – 8

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гуманизм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гуманистическом мировоззрении.

В обществоведении под гуманизмом понимается мировоззрение, в центре которого находится человек, его права и свободы. Гуманизм провозглашает человека высшей ценностью, призывает к его всестороннему развитию, к улучшению условий его жизни.

Приведу два примера, иллюстрирующих гуманистическое миров-оззрение:

• В эпоху Возрождения гуманизм стал основой мировоззрения многих мыслителей. Они утверждали, что человек является венцом природы, его способности безграничны.

• В современном мире гуманистическое мировоззрение лежит в основе многих международных документов, в частности, в Уставе ООН, где говорится, что уважение к правам и свободам человека является основополагающим принципом.

8. Прочитайте высказывание и выполните задания:

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» (А. Н. Толстой (1882-1945), русский советский писатель).

Как вы понимаете смысл высказывания?

Смысл высказывания заключается в том, что патриотизм — это не просто любовь к своей стране, это глубокое чувство принадлежности к своей Родине, готовность разделять с ней как радости, так и горести.

С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?

Гражданственность, патриотизм.

Какова ваша позиция по данной проблеме?

Я согласна с мнением автора.

Аргументируйте своё мнение.

Патриотизм — это не просто чувство, это отношение к своей стране, основанное на глубоком уважении к её истории, традициям, культуре. Патриот любит свою страну не за то, что она идеальна, а за то, что это его Родина.

Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.

Примеры проявления патриотизма можно найти в истории нашей страны. Так, во время Великой Отечественной войны многие люди уходили добровольцами на фронт, работали на оборонных предприятиях, отдавая все силы для Победы. В мирное время люди также проявляют патриотизм, например, участвуя в волонтёрском движении, в благоустройстве своего города или посёлка.