Параграф 15 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:

§ 15. Политическое поведение

1. Выпишите из учебника определение политического поведения.

Поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественными и политическими силами.

2. Известный политолог высказал мнение, что для понимания политического поведения граждан необходимо ответить на ряд вопросов. В таблице приведены некоторые из этих вопросов. Проанализируйте их и заполните таблицу.

Вопросы

Каким знанием обладает гражданин о политической системе общества, в котором живёт, её истории, силе и т. п.?

Каково его отношение к политической системе общества?

Что знает гражданин о структуре и ролях разнообразных политических элит и об их политических инициативах?

Каково его отношение к этим лидерам и элитам?

Что гражданин знает о своих правах, возможностях, обязанностях и доступе к влиянию на политическую систему?

Насколько он готов к активному политическому участию?

Как ответ на эти вопросы влияет на политическое поведение гражданина

Чем больше человек знает о текущее состоянии обществ, тем более осознанным является его поведение

Человек определяет свое положение на политическом компасе; определяет, как он относится к тем или иным партиям, за кого отдает свой голос

Степень осведомления о политических лидерах влияет на то, как человек относится к их действиям, поддерживает ли он текущую власть

Чем лучше он относится к текущей власти, тем вероятнее он поддержит ее на выборах

Политически грамотный человек сведущ в том, какими методами от может повлиять на текущую политику страны, как он может защищать свои права

Чем более он готов к политическому участию, тем активнее будет его политическое поведение

Примеры

Политически грамотный человек, живущий в демократическом обществе, будет патриотом страны (осознает плюсы демократического общества)

Либерально настроенный человек не будет поддерживать консервативные партии

Человек не осведомлен о политике, текущий власти, может необдуманно отдать свой голос за нее (или за оппозицию)

Граждане, поддерживающие деятельность партий «Единая Россия», проголосуют за нее на выборах

Гражданин, владеющий знаниями о своих правах, вероятнее будет участвовать в митингах, обращениях в органы местного самоуправления, так как знает, как он может защитить собственные интересы с помощью права

Человек, вступивший в партию, занимает активную социальную позицию, интересуется судьбой государства, влияет на нее в рамках в рамках своих прав и возможностей

3. Прочитайте текст и, используя разноцветные ручки или маркеры, ответьте на вопросы.

«В своей инаугурационной речи президент Кеннеди сказал слова, которые потом часто цитировались: «Не спрашивайте, что может сделать для вас ваша страна; спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны». Поразительным знамением нашего времени сделалось то обстоятельство, что разногласия по поводу этой фразы сосредоточились на её источнике, а не её содержании. Ни первая, ни вторая часть этого заявления не выражает отношений между гражданином и государством, которые были бы достойны идеалов свободного человека, живущего в свободном обществе. Покровительственное «что может сделать для вас ваша страна» подразумевает, что государство мыслится в качестве покровителя, а гражданин — опекаемого, хотя такая точка зрения идёт вразрез с убеждением свободного человека, что он сам несёт ответственность за свою судьбу.

...Что вы можете сделать для своей страны» подразумевает, что государство мыслится как господин или божество, а гражданин — как слуга или прислужник. Для свободного человека страна должна быть совокупностью составляющих её индивидуумов, а не какой-то вышестоящей инстанцией.

Свободный человек гордится общим наследием и верен общим традициям. Однако он смотрит на государство как на средство, инструмент, а не как на источник милостей и подарков и не как на господина или Бога, которому следует слепо поклоняться и которому нужно служить. Свободный человек не признаёт никакой национальной дели, если она не является консенсусом целей, к которым граждане стремятся по отдельности. Он не признаёт никакой национальной задачи, если она не является консенсусом задач, которым по отдельности служат граждане.

Свободный человек не будет спрашивать ни о том, что может сделать для него его страна, ни о том, что он сам может сделать для своей страны. Вместо этого он спросит: «Что я и мои соотечественники можем сделать с помощью государства для того, чтобы нам легче было выполнять свои индивидуальные обязанности, добиваться своих отдельных целей и, прежде всего, защищать нашу свободу?» Помимо этого вопроса, он задаст и другой: «Как мы воспрепятствуем тому, чтобы созданное нами государство сделалось Франкенштейном монстром и погубило ту самую свободу, которую мы поставили его охранять?» Свобода — это редкое и хрупкое растение. Разум говорит нам, а история подтверждает, что главную угрозу свободе представляет концентрация власти. Государство необходимо для сохранения нашей свободы, и оно же является инструментом, посредством которого мы можем пользоваться этой свободой, но тем не менее, когда власть концентрируется в руках политиков, она превращается в угрозу нашей свободе. Даже если те, в чьи руки первоначально перешла власть, будут людьми доброй воли и даже если эта власть их не развратит, позже она и привлечёт, и вырастит людей совсем иной породы».

(М. Фридмен)

1) Как автор характеризует свободного человека? (Подчеркните в тексте две-три характеристики.)

2) Какие цели, по мнению автора, свободный человек стремится реализовать в отношениях с государством? (Подчеркните соответствующие положения текста.)

3) Как вы понимаете словосочетание «консенсус целей»?

Консенсус целей – совокупность четко определенных целей общества, образованных с помощью объединения целей отдельных индивидов.

4) Каково отношение автора к государству? (Подчеркните соответствующие положения текста.)

5) Правомерно ли утверждать, что автор является сторонником: а) демократических ценностей; б) политического абсентеизма? Подтвердите свои ответы цитатами из текста.

а) Да, большая часть текста посвящена свободе, роли человека в судьбе государства. «Для свободного человека государство – совокупность индивидуумов», «Когда власть концентрируется в руках политиков, она превращается в угрозу нашей свободы».

б) Нет. «Что я и мои соотечественники можем сделать, чтобы было легче выполнять индивидуальные обязанность», «свободный человек сам несет ответственность за собственную судьбу».

4. Используя текст учебника, заполните пропуски в таблице.

Форма политического поведения

Нормативное

Отклоняющееся

Патологическое

Характеристика

Соответствует законам, требованиям политической морали

Нарушает правовые и моральные нормы

Крайне аффективные состояния (постоянная потребность во вражде, агрессии, состоянии паники и т. п.)

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведите цифру, под которой оно указано.

1) Пикетирование посольства зарубежного государства; политический протест; 3) забастовка; 4) шествие; 5) участие в митинге.

Ответ: 2

6. Предусмотрена ли Конституцией и законодательством Российской Федерации возможность политического протеста граждан? Аргументируйте свой ответ.

Конституция предусматривает свободу мирных собраний (без оружия), возможен митинг, согласованный с государством; одиночный пикет, не нуждающийся в согласовании (статья 31).

7. Политологи и рядовые граждане неоднозначно оценивают влияние политического протеста на развитие общества и государства. Ниже Приведены несколько точек зрения. Поясните каждую из них, заполнив таблицу.

Точка зрения

Политический протест мешает развитию общества

Политический протест способствует согласованию целей различных общественных групп и политики государства

Политический протест способствует инновационному развитию общества

Пояснение

Политический протест нередко влечет за собой беспорядки, нарушающие работу многих организаций и институтов; влечет за собой человеческие потери, применение насилия

Политический протест привлекает внимание власти к текущим проблемам общества, власть стремится к прекращению протестов, решет возникающие проблемы, согласовывает свои действия с интересами общества

Политический протест объединяет прогрессивных граждан, неравнодушных к текущей ситуации в стране; государство может прислушаться к ним и внедрить в общество прогрессивные нововведения, улучшающие жизнь граждан

8. Учёные страны Z изучали модели электорального поведения граждан. Были получены следующие результаты:

Модель поведения

Голосую за правящую партию/кандидатов от правящей партии независимо от политической ситуации и программы

Голосую за чем-либо понравившегося политика независимо от идей, которые он или его партия выражают

Изучаю программы партий/кандидатов и выбираю наиболее адекватную ситуации в стране

Всегда голосую за оппозиционную партию/лидера

Не принимаю участия в выборах и не планирую участвовать

Предположите, какие риски для развития политической системы на основе приведённых данных выявили учёные. Выскажите три-четыре предположения и в каждом случае кратко поясните свое мнение.

1) Пятая часть проголосовавших не приняла участие в выборах (абсентеисты), следовательно, эти граждане не интересуются политикой государства и не стремятся улучшить соответствующие условия страны.

2) 34% проголосовавших голосуют только за правящую партию, следовательно, не интересуются политикой, которую они проводят (будут проводить), то есть соглашаются с любой политикой, что не улучшает условия жизни в стране.

3) 22% проголосовавших всегда голосуют за оппозиционную партию, вероятно, не вникая в то, каких целей она хочет добиться, то есть эти граждане не видят положения проявления текущей политики власти (что подрывает ее авторитет) и слепо голосуют за оппозицию, чьих целей не знают.