Параграф 21 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:

§ 21. Экологическое право

1. Объясните смысл терминов:

Благоприятная окружающая среда — это среда, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности человека и других организмов.

Чистота окружающей среды — это состояние окружающей среды, при котором она не содержит вредных для здоровья человека и других живых организмов веществ.

Видовое разнообразие окружающей среды — это разнообразие видов живых организмов, обитающих в определённой экосистеме.

Эстетическое богатство окружающей среды — это богатство и разнообразие природных ландшафтов, которые могут вызывать у человека эстетические чувства.

2. Ниже приведены некоторые принципы, лежащие в основе государственной политики в области охраны окружающей среды. Объясните сущность каждого (для понимания отдельных терминов при необходимости обращайтесь к словарю), заполнив таблицу.

Принцип

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

Учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды

Объяснение

любая деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду, считается потенциально опасной до тех пор, пока не будет доказано обратное

при принятии решений о развитии территорий необходимо учитывать их природные особенности, а также социально-экономические условия

при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности необходимо отдавать предпочтение сохранению естественных экосистем и природных комплексов

граждане имеют право на доступ к информации о состоянии окружающей среды и участие в принятии решений, которые могут повлиять на их здоровье и благополучие

граждане и общественные организации могут активно участвовать в охране окружающей среды, в том числе путем проведения общественных слушаний, экологической экспертизы и других форм участия

Россия активно участвует в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды, включая выполнение международных обязательств и обмен опытом с другими странами

3. Заполните схему.

Объекты охраны окружающей среды:

• Земля, недра, почва

• Атмосфера

• Космос

• Животный мир

• Растительный мир

• Подземные и поверхностные воды

4. Одним из элементов государственной политики в области охраны окружающей среды является установление различных нормативов. Каковы цели экологического нормирования?

• Установление предельно допустимых воздействий на окружающую среду

• Обеспечение безопасности и здоровья людей

• Сохранение природных ресурсов и биоразнообразия

• Обеспечение устойчивого развития

На основе текста учебника заполните схему.

5. Назовите и проиллюстрируйте примерами три способа, которыми граждане могут защитить своё право на благоприятную окружающую среду.

Граждане могут обратиться в органы государственной власти и управления с жалобами или предложениями по вопросам, связанным с охраной окружающей среды. Например, если гражданин обнаружил незаконную свалку мусора, он может обратиться в местную администрацию или в органы экологического контроля.

Граждане имеют право обратиться в суд для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду. Например, если предприятие нарушает экологическое законодательство и это приводит к ухуд-шению качества окружающей среды, граждане могут подать иск в суд.

Граждане могут участвовать в общественных слушаниях и обсуждениях, связанных с планированием и осуществлением хозяйственной и иной деятельности, которая может повлиять на окружающую среду. Например, если планируется строительство промышленного объекта, граждане могут участвовать в общест-венных слушаниях и высказывать свои мнения и предложения.

6. В 2002 и 2012 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы и ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Сделайте не менее четырёх выводов об участии граждан страны Z в сохранении природной среды.

Количество людей, участвующих в озеленении своего населенного пункта, уменьшилось.

Количество людей, использующих экономичные бытовые электроприборы, увеличилось.

Количество людей, участвующих в экологических акциях, не изменилось.

Количество людей, экономящих воду, увеличилось.

Прокомментируйте любые два из сделанных вами выводов.

Уменьшение количества людей, участвующих в озеленении своего населенного пункта, может быть связано с различными факторами, включая недостаток времени, отсутствие интереса или неосведомленность о важности озеленения. Увеличение количества людей, использующих экономичные бытовые электроприборы, может быть связано с ростом осведомленности о важности энергосбережения и влиянии на окружающую среду.

Как вы и ваша семья участвуете в сохранении природной среды?

Я и моя семья стараемся участвовать в сохранении природной среды, следуя принципам устойчивого развития. Мы разделяем отходы, используем многоразовые сумки для покупок, экономим воду и электроэнергию. Кроме того, мы участвуем в местных экологических акциях, таких как уборка мусора в парках и лесах. Мы также стараемся распространять информацию о важности сохранения природной среды среди наших друзей и знакомых.

7. Проанализируйте высказывание и выполните задания.

«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает» (А. Франс (1844-1924), французский писатель).

Как вы понимаете смысл высказывания?

Смысл высказывания заключается в том, что человек, будучи созданным природой, в свою очередь оказывает на неё влияние, переделывая её.

С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой автором проблемы?

Общество, природа, взаимодействие, влияние.

Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.

1. Взаимосвязь общества и природы.

2. Влияние общества на природу.

3. Примеры воздействия человека на природу.

4. Положительное и отрицательное влияние общества на природу.

5. Необходимость сохранения природы и экологической безопасности.

Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.

1. Воздействие человека на природу в процессе хозяйственной деятельности.

2. Глобальное потепление, изменение климата, сокращение озонового слоя, загрязнение воздуха и воды, уничтожение лесов как результат активной деятельности человека.