Урок 4 Часть 1 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:

1. Как проверить орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»?

Чтобы проверить орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», надо подобрать родственное слово или изменить форму данного слова так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.

2. Как проверить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»?

Чтобы проверить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова», надо подобрать проверочное слово, в котором после проверяемого согласного окажется гласный или сонорный звук.

3. Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

Чтобы проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», надо подобрать проверочное слово, в котором после проверяемого согласного окажется гласный или сонорный звук.

4. Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить?

В словарных словах написание двойных согласных нужно заучивать, а в остальных можно объяснить, разобрав слово по составу.

Упражнение 1. Подбери свои примеры слов с орфограммами согласных в корне.

Парные по звонкости-глухости согласные:

а) проверяемые: ... ;

проверяемые: дуб (дубы), снег (снега), шкаф (шкафы);

б) непроверяемые: ... .

непроверяемые: футбол, здесь, вокзал.

Непроизносимые согласные: ... .

Двойные согласные:

а) в корне: ... ;

в корне: группа, касса, программа;

б) на стыке приставки и корня: ... ;

на стыке приставки и корня: рассвет, бессонный, рассмешить;

в) на стыке корня и суффикса: ... .

на стыке корня и суффикса: каменный, карманный, лимонный.

Упражнение 2. Спиши. Подчеркни Орфограммы согласных в корне слова.

С утра было светло и тихо. Низкое солнце ослепительно блестело. Тишину иногда нарушал резкий крик дроздов. Листья с берёзки падали на тёмные, сырые дорожки аллеи. Падающие листья — это вестники будущих ненастных дней. На сердце было немножко грустно.

С утра было светло и тихо. Низкое солнце ослепительно блестело. Тишину иногда нарушал резкий крик дроздов. Листья с берёзки падали на тёмные, сырые дорожки аллеи. Падающие листья – это вестники будущих ненастных дней. На сердце было немножко грустно.

Упражнение 3. Определи, есть ли в словах орфограммы согласных. Проверь их, сделай буквенную запись. Слова записывай в три столбика в зависимости от орфограммы. Подчеркни орфограммы и обозначь часть слова, в которой они находятся.

[г’йпк’ий’], [поз’н’ий’], [глатк’ий’], [слат-к’ий’], [ал’эй’а], [скаска], [грам], [ч’утк’ий’], [г’иганск’ий’], [р’этк’ий’], [м’эсный’]

Непроизносимые согласные

поздний

гигантский

местный

Парные по звонкости-глухости согласные

гибкий

гладкий

сладкий

сказка

чуткий

редкий

Удвоенные согласные

аллея

грамм

Упражнение 4. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Жила-была ваза

Ваза ж...ла на маленьк...м стол...ке с резными но...нами.

Кр...сивая ваза старинного гранёного ст...кла. Её узорчатые грани умели делать удивительную, почти волшебную вещь: они л...вили лучи со...нца, перебрасывались ими, а п.-.том кидали назад, со...нцу. От этой ...гры вся ваза и даже в...да в ней вес...ло св...тились.

Ваза была не только кр... сивой, но и умн...й. Она понимала, что кр...сива не только из-за граней старинного ст...кла, не только из-за весёлой игры солнечных лучей. Главное, конечно же, прекрасные цв...ты, что жили в вазе круглый го....

(По Н. Абрамцевой)

Жила-была ваза

Ваза жила на маленьком столике с резными ножками. Красивая ваза старинного гранёного стекла. Её узорчатые грани умели делать удивительную, почти волшебную вещь: они ловили лучи солнца, перебрасывались ими, а потом кидали назад, солнцу. От этой игры вся ваза и даже вода в ней весело светились.

Ваза была не только красивой, но и умной. Она понимала, что красива не только из-за граней старинного стекла, не только из-за весёлой игры солнечных лучей. Главное, конечно же, прекрасные цветы, что жили в вазе круглый год. (По Н. Абрамцевой)

Упражнение 5. Выпиши из орфографического словарика на форзаце учебника семь словарных слов с орфограммами согласных.

Аккорд, аллея, бухгалтер, грейпфрут, лестница, пассажир, перрон.

Упражнение 6. Распредели слова по группам в зависимости от орфограмм согласных.

группа, окрестность, масса, ненастный, редкий, килограмм, гладкий, резкий, звёздный, известный, устный, заморозки, профессия, территория, пассажир, аппетит, иллюстрация, берёзка, аппликация, сладкоежка, хоккей, повязка, грустный, телеграмма

Проверь себя: должно получиться три группы слов с орфограммами в корне.

Удвоенная согласная в корне

группа

масса

килограмм

профессия

территория

пассажир

аппетит

иллюстрация

аппликация

хоккей

телеграмма

Непроизносимая согласная в корне

окрестность

ненастный

звёздный

известный

устный

грустный

Парная по звонкости-глухости согласная в корне

редкий

гладкий

резкий

заморозки

берёзка

сладкоежка

повязка

Упражнение 7. Прочитай. Какая орфограмма есть во всех словах? Запомни правописание слов и приготовься к словарному диктанту.

аккуратно, аллея, килограмм, металл, перрон, сумма, ссора, телеграмма

Во всех словах есть орфограмма «Парная согласная в корне»: аккуратно, аллeя, килограмм, металл, перрoн, сyмма, ссoра, телеграмма.