Упр.1 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Прочитайте высказывание Н. Карамзина. Как автор характеризует богатство и выразительность русского языка? Какие слова звучат так, как описывает Н. Карамзин? Приведите примеры. Найдите слова, близкие и противоположные по значению.

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём... течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Автор описывает богатство и выразительность русского языка, сравнивая его с величественной рекой и нежным ручейком. Это сравнение использует Карамзин, потому что особенности языка проявляются в устной речи, когда голос может падать и возвышаться.

Примеры слов, звучащих так, как описывает Карамзин:

Родина, честь, доблесть, отвага - эти слова звучат гордо и произносятся возвышенно.

Мама, ветерок, нежность, семья - эти слова произносятся ласково, с нежностью и мягкостью.

Близкие по значению слова: гордый – величественный; шумит – гремит.

Противоположные по значению слова: падение – возвышение; гремит – журчит.

Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова. Как вы думаете, с какой целью они выделены? Что их объединяет?

Как вы понимаете выражение отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная?

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза...

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Вез его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

Вся жизнь человека связана с языком. Именно при помощи языка человек узнаёт всё новое и двигает вперёд все сферы жизни.

Выделенные слова отражают все этапы освоения человеком языка, которые начинаются с самого детства и продолжаются всю жизнь.

Выражение отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная я понимаю так: с помощью речи, слов человек получает знания, информацию, имеет возможность работать согласованно с другими людьми, может описать всё, что видит и чувствует, то есть в словах заключён целый мир.