Упр.495 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Сжатое изложение. Прочитайте текст. Как вы поняли притчу* деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили «дедову притчу» и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», а вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!).

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?

Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. <...>

Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...

Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.

(Е. Пермяк)

Притча* – 1. в религиозной литературе краткий иносказательный поучительный рассказ; 2. перен. о непонятном труднообъяснимом явлении.

Притча учит тому, что на самом деле перо и чернильница в писательской деятельности играют далеко не главную роль, что без знаний, опыта, общения с людьми не получится делать что-либо хорошо, профессионально.

Основные части текста:

1. Сказки из чернильницы.

2. Сказка не зацепляется.

3. Жить с людьми, а не самому по себе.

4. Дедову притчу запомнил.

Сжатое изложение

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

Сережа спросил у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы ручкой с пёрышком.

Поступил Серёжа в школу, стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки, потом буквы, слова. Сказка не зацепляется.

Расстроился Серёжа, а дед утешил его, что всё получится, если внук будет жить среди людей, а не сам по себе.

Серёжа запомнил дедову притчу и другим рассказал.

Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, обозначая в словах (именах существительных) изученную орфограмму. Найдите в текстах стихотворений однокоренные слова. Подберите к ним ещё 2—3 слова с тем же корнем. © Найдите в стихотворениях слова с повторяющимися шипящими звуками. Какие приёмы усиления выразительности текста использует К. Бальмонт, чтобы передать картину листопада?

1. В роще шелест, ш..рох, свист Тихий, ровный, заглушённый, Отдалённо-приближённый.

Умирает каждый лист,

В роще шелест, ш..рох, свист.Сонно падают листы,

Смутно шепчутся вершины,

И берёзы, и осины.

(К. Бальмонт)

2. Но подо льдистою корой

Ещё есть жизнь, ещё есть ропот —

И внятно слышится порой Ключа таинственного ш..пот.

(Ф. Тютчев)

В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква о.

Это слова с непроверяемой безударной гласной. Их правописание нужно запомнить.

Однокоренные слова: шепчутся, шёпот, шепнуть, нашёптывать.

Слова с повторяющимися шипящими звуками: шелест, шорох, заглушённый, шепчутся, вершины, шёпот.

Приёмы усиления выразительности, которые использует К. Бальмонт, чтобы передать картину листопада:

– аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков (с помощью шипящих звуков слышится, как шуршат осенние листья);

– инверсия – обратный порядок слов, подлежащее после сказуемого (изменение места, на которое поставлено слово, сразу привлекает к нему внимание: умирает лист, падают листы, шепчутся вершины).