Упр.515 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Найдите слова, с помощью которых неживые предметы описываются как живые. Как называется этот приём?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы! <...>

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

(А. Плещеев. «Весна»)

Слова, с помощью которых неживые предметы описываются как живые: бегут ручьи; лес оденется; сердце ждёт; зима унесла.

Такой приём называется олицетворением.

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения Б. Пастернака «После вьюги». Пользуясь памяткой (см. с. 172), устно определите, какой частью речи являются выделенные в текстах слова. Выстраивайте последовательность своих рассуждений с помощью слов во-первых, во-вторых, в-третьих. Вывод сформулируйте с помощью слов следовательно (таким образом, значит).

Образец УСТНОГО рассуждения. Нужно определить, какой частью речи является слово вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? — вьюга): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении После ... вьюги (наступает) ... покой является обстоятельством. Значит, это имя существительное.

1. После угомонившейся выоги Наступает в округе покой.

Я прислушиваюсь на досуге К голосам детворы за рекой...

2. Лёд реки, переезд и платформа,

Лес, и рельсы, и насыпь, и ров Отлились в безупречные формы Без неровностей и без углов.

Нужно определить, какой частью речи является слово покой. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – покой); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., И. п.; в-третьих, в предложении После ... наступает ... покой является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово (на) досуге. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – досуг); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., П. п.; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь на досуге является обстоятельством. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово детворы. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – детвора); во-вторых, оно ж. р., 1 скл., употреблено в ед. ч., Р. п.; в-третьих, в предложении Я прислушиваюсь … к голосам детворы является дополнением. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово переезд. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – переезд); во-вторых, оно м. р., 2 скл., употреблено в ед. ч., И. п.; в-третьих, в предложении Лёд реки, переезд … отлились является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Нужно определить, какой частью речи является слово (без) неровностей. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? – неровность); во-вторых, оно ж. р., 3 скл., употреблено во мн. ч., Р. п.; в-третьих, в предложении Лёд реки, переезд … отлились … в … формы без неровностей является дополнением. Значит, это имя существительное.

Запишите слова в две колонки: 1) с буквой з на конце приставки; 2) с буквой с на конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

В..дыхать, ра..глядеть, (с, з)правиться, и..править, ра..цвет, (с, з)бегать, ра..бег, бе..брежный, в..карабкаться, беспомощный, расположиться, во..глас, безграничный,

и..морозь, беспредельный, ра..править, ра..сердить, распечатать, бе..цельный, чрезмерный, рассмотреть, ра..свет, (с, з)писать, расписание.