Упр.36 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:

В каких случаях на конце существительных после шипящих пишется буква ь?

Раскройте смысл 2—3 пословиц.

1. Ремесло не коромысло: плеч(?) не оттянет.

2. У ленивого и крыша течёт, и печ(?) не печёт.

3. Бережёная вещ(?) два века служит.

4. Умный товарищ(?) — половина дороги.

5. Рож(?) поспела — берись за дело.

6. Дорога помощ(?) вовремя.

7. Не столько натрясут груш(?), сколько наломают.

8. Грозит мыш(?) кошке, да из норы.

9. Хорош ёрш(?) в ухе, а лещ(?) в пироге.

10. Выигрыш(?) с проигрышем на одних санях ездят.

1. Ремесло не коромысло: плеч (сущ. 2-го скл., Р. п.) не оттянет.

2. У ленивого и крыша течёт, и печь (сущ. 3-го скл., Им. п.) не печёт.

3. Бережёная вещь (сущ. 3-го скл., Им. п.) два века служит.

4. Умный товарищ (сущ. 2-го скл., Им. п.) — половина дороги.

5. Рожь (сущ. 3-го скл., Им. п.) поспела — берись за дело.

6. Дорога помощь (сущ. 3-го скл., Им. п.) вовремя.

7. Не столько натрясут груш (сущ. 1-го скл., Р. п.), сколько наломают.

8. Грозит мышь (сущ. 3-го скл., Им. п.) кошке, да из норы.

9. Ёрш (сущ. 2-го скл., Им. п.) бы в ухе, да лещ (сущ. 2-го скл., Им. п.) в пироге.

10. Выигрыш (сущ. 2-го скл., Им. п.) с проигрышем на одних санях ездят.

1. Ремесло не коромысло: плеч не оттянет.

Смысл: Освоение ремесла или профессии не является тяжёлой физической работой и не наносит вреда телу, но приносит пользу и доход.

2. У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт.

Смысл: Лень приводит к запущенности дел и ухудшению условий жизни. Лентяй не заботится ни о своём доме, ни о своём быте.

3. Бережёная вещь два века служит.

Смысл: Если бережно относиться к вещам, они прослужат гораздо дольше.

4. Умный товарищ — половина дороги.

Смысл: Хороший и умный спутник или помощник значительно облегчает выполнение задач и достижение целей.

5. Рожь поспела — берись за дело.

Смысл: Важно не упускать момент, когда наступает время для действия. Нужно вовремя начинать работу, особенно если условия для этого благоприятные.

6. Дорога помощь вовремя.

Смысл: Помощь, оказанная вовремя, наиболее ценна и эффективна. Поздняя помощь может быть бесполезной.

7. Не столько натрясут груш, сколько наломают.

Смысл: Иногда неумелое или неосторожное выполнение работы приносит больше вреда, чем пользы. Важна не только усердие, но и умение.

8. Грозит мышь кошке, да из норы.

Смысл: Слабый или трусливый человек может угрожать только тогда, когда чувствует себя в безопасности. На деле он бессилен.

9. Ёрш бы в ухе, да лещ в пироге.

Смысл: Лучше иметь что-то ценное и полезное в нужном месте, чем просто что-то иметь. Ерша предпочтительнее использовать в ухе, а леща — в пироге.

10. Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят.

Смысл: В жизни всегда чередуются удачи и неудачи. Они идут рука об руку, и за выигрышем часто следует проигрыш, и наоборот.

На примере слов компания — кампания, поседеть — посидеть, бал — балл и т. п. проведите исследование произношения и написания слов Как не ошибиться в написании этих слов? Ответ на этот вопрос дайте в форме советов.

В русском языке существует множество слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание и значение. Такие слова называются омофонами. Правописание таких слов определяется их значением в контексте высказывания.

Путаница в употреблении слов «компания» и «кампания» возникает из-за непроверяемой безударной гласной. Чтобы различить, в каком случае какое слово следует написать, необходимо точно знать их значение: компания – это группа людей, объединённых общей чертой (строительная компания – группа людей, которая занимается строительством объектов; молодёжная компания – группа молодых людей, которые проводят вместе время), а кампания – это действия (предвыборная кампания – действия по подготовке выборов; уборочная кампания – действия с целью убрать урожай).

Точно так же следует рассуждать при написании слов «бал» и «балл»: «бал» – это большой праздничный вечер с танцами; «балл» – это условная единица, с помощью которой выражается оценка.

Чтобы правильно написать одинаково звучащие слова, нужно, как сказано выше, учитывать контекст, а также в некоторых случаях можно подобрать проверочные слова: «поседеть» – указание на то, что волосы стали седыми, проверочное слово – «сед» (краткая форма); «посидеть» – действие, связанное с пребыванием в сидячем положении, проверочное слово – «сидя».

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте окончания, объясните их написание.

1. Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманней землёй,

Бледн..м светом луга серебрит,

Напоённые белою мглой.

2. Крупный дождь в лесу зелён..м

Прошумел по стройном клёнам,

По лесным цветам.

3. Туча растаяла. Влажн..м теплом

Ве..т весенняя ночь над селом;

Ветер принос..т с полей аромат,

Слабо але..т за степью закат.

4. На окне, серебрян..м от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

(И. Бунин)