Упр.381 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)
Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:
Определите, какое общее значение имеют данные ниже слова. Спишите, обозначая суффикс, который вносит в слова это значение. Можно ли в ряд выделенных слов включить слова глушитель, подогреватель, проигрыватель? Почему?
1. Футболист, волейболист, баскетболист, журналист, тракторист.
2. Преподаватель, учитель, писатель.
3. Ткач, скрипач, циркач, трюкач.
Профессия: футболист, волейболист, баскетболист, журналист, тракторист.
Профессия, указывает на лицо: преподаватель, учитель, писатель.
Профессия, указывает на ведущий признак: ткач, скрипач, циркач, трюкач.
Слова из второго ряда имеют суффиксы ТЕЛЬ и обозначают людей, занимающихся преподаванием или созданием текстов.
Слова глушитель, подогреватель и проигрыватель, несмотря на наличие суффиксов ТЕЛЬ, обозначают предметы или устройства, а не людей. Поэтому включать их в этот ряд нельзя, так как они имеют другое значение.
Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.
Волга шире Оки.
Ручей уже, чем река.
Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские горы и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.
Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.
Жёлтый, зелёный – жёлто-зелёный; белый, синий – бело-синий; красный, белый – красно-белый; светлый, фиолетовый – светло-фиолетовый; тёмный, голубой – тёмно-голубой; бледный, синий – бледно-синий; яркий, розовый – ярко-розовый; тёмный, каштановый – тёмно-каштановый (сложные прилагательные, которые обозначают цвета и оттенки, пишутся через дефис).