Упр.16 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:

16 Прочитайте сказку Р. Погодина и определите ее тему. Выделите в тексте смысловые части. Как автор относится к своему герою — солнечному зайчику?

Сказка про солнечного зайчика

Однажды веч..ром, когда со(?)нце садилось и уже остался г..реть над землёй только самый краешек, оторвался от него солнеч(?)ный зайчик — не захотел возвращат(?)ся домой.

Решил солнеч(?)ный зайчик: «Поживу-ка я на земле. Побуду в этом красив..м доме, вот как в нём чисто и всё в цветах». Прил..пился солнеч(?)ный зайчик на зан..веску и сидит себе. Со(?)нце совсем скрылось за лесом. Солнеч(?)ный зайчик с занавески на люстру перепрыгнул. С люстры на вазу — развлекается один.

В этой комнат.. девочка была больная, с температурой.

«Ночь уже, а солнеч(?)ный зайчик всё скачет, как странно», — уд..вилась девочка, лёжа в постели.

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула. И зайчику стало скучно. Вдруг стало ему холодно. Он на печку прилепился, а печка летом не топленная. На букет прыгнул — цветы тоже холодные, третьего дня срезанные. Скакал солнечный зайчик, скакал — сила у него уже на исходе. На потолок прыгнул. Подумал: «Может, с потолка солнышко увижу», — да не удержался на потолке и упал. Прямо девочке на щёку. А девочка ведь больная была, жар у неё был высокий. Согрелся солнечный зайчик на девочкиной щеке и уснул.

Утром солнышко встало. Озабоченное очень. Думает солнышко: «Наверно, пропал озорной солнечный зайчик, остыл и помер». Глядь, а он вот где, на щеке у больной девочки. Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи. Подхватили его, подбросили, шевелят-теребят. Нашёлся! Как выжил?

А девочка повернулась на другой бок, вздохнула сладко и проснулась здоровая.

Тема текста: Солнечный зайчик.

Выделим смысловые части в тексте:

1) Солнечный зайчик не хочет возвращаться домой.

2) Солнечный зайчик решает остаться в красивом доме.

3) Больная девочка

4) Девочка удивляет солнечному зайчику ночью.

5) Солнечный зайчик не может согреться.

6) Солнечный зайчик согрелся на щеке у больной девочки.

7) Солнышко нашло пропавший солнечный зайчик.

8) Девочка проснулась здоровая.

Автор относится к своему герою - солнечному зайчику - с симпатией и интересом.

1. Как вы понимаете слова третьего дня срезанные?

Третьего дня срезанные - срезанные три дня назад.

2. Какова микротема каждой смысловой части текста? Составьте план текста и запишите его.

План текста:

1) Солнечный зайчик не хочет возвращаться домой.

2) Солнечный зайчик решает остаться в красивом доме.

3) Больная девочка

4) Девочка удивляет солнечному зайчику ночью.

5) Солнечный зайчик не может согреться.

6) Солнечный зайчик согрелся на щеке у больной девочки.

7) Солнышко нашло пропавший солнечный зайчик.

8) Девочка проснулась здоровая.

3. Как осуществляется связь между подчёркнутыми предложениями?

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула. И зайчику стало скучно. Вдруг стало ему холодно.

1 и 2 предложения связаны путём лексического повтора слова зайчик, а также сочинительного союза и. 2 и 3 предложения связаны при помощи замены существительного зайчик на местоимение ему.

4. Спишите первые три абзаца, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.

Однажды вечером, (проверочное слово: вечерний) когда солнце (проверочное слово: солнечный) садилось и уже остался гореть (чередование -гор-/-гар-, в безударной позиции пишется гласная о: гореть) над землёй только самый краешек, оторвался от него солнечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) зайчик - не захотел возвращаться (не захотел (что делать?) возвращаться) домой.

Решил солнечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) зайчик: «Поживу-ка я на земле. Побуду в этом красивом (в доме (каком?) красивом) доме, вот как в нём чисто и всё в цветах». Прилепился (проверочное слово: лепка) солнечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) зайчик на занавеску (словарное слово) и сидит себе. Солнце (проверочное слово: солнечный) совсем скрылось за лесом. Солнечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) зайчик с занавески на люстру перепрыгнул. С люстры на вазу - развлекается один.

В этой комнате (1 склонение, предложный падеж) девочка была больная, с температурой.

«Ночь уже, а солнечный (сочетание чн пишется без мягкого знака) зайчик всё скачет, как странно», - удивилась (проверочное слово: диво) девочка, лёжа в постели.

Синтаксический разбор предложения:

Согрелся солнечный зайчик на девочкиной щеке и уснул.

(что?) зайчик; зайчик (что сделал) согрелся и уснул; зайчик (какой?) солнечный; согрелся (где?) на щеке; на щеке (чьей?) девочкиной)

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.

[= - и =].