Упр.126 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:

1. Прочитайте миниатюру «Клад». Выпишите по пять словосочетаний прил. + сущ. или сущ. + прил. Определите разряд имён прилагательных, аргументируйте свой ответ.

Клад я нашёл там, где кладу и должно быть, — в папоротнике. В сказках клад скрывается под цветущим папоротником. Мой папоротник не цвёл, да и не может папоротник цвести, но клад под

ним сказочный. На чёрной земле, под зелёной замшелой корягой, лежали драгоценные камни, золото и серебро.

Когда солнце пробивалось сквозь резные листья, то золото становилось золотистее золота, серебро — серебристее серебра, а драгоценные камни горели ярче радуги. Несмотря на то что это было совсем и не золото, вовсе не серебро и тем более не драгоценные камни. На чёрной земле, под корягой, лежали цветные стекляшки, «золотые» и «серебряные» бумажки от конфет. Лежали пуговицы, бусинки, разноцветные камешки. И даже железный перочинный нож.

Это конечно же был чей-то клад. Какого-то жителя леса.

У жителей леса бывает гнездо или нора. Бывает кладовая, где хранятся запасы еды. Но у них не бывает потайных сундуков с украшениями1 и безделушками2.

Кому понадобился этот хлам?

Но кто-то живёт в этом овраге, кому дороги яркие никудышки.

Кто?

Ночью никто не пришёл. Мерцали в кустах гнилушки, уныло скулили комары да перешёптывались листья осины.

Днём проползла змея. Потом послышался шум — и выскочила сорока!

В клюве она держала ложку.

Знакомая ручная сорока. Она жила у соседей.

Вот чей это тайник.

Я попробовал взять — она подняла крик.

Тогда я взял только ножик и ложку. Остальное оставил сороке. Мне стекляшек не нужно. Но зачем всё это ей? (Я. Сладкое)

Клад сказочный (качеств., образует степени сравнения – сказочнее, сказочнейший; имеет краткую форму – сказочен, сказочна, сказочно, сказочны), на чёрной (качеств., образует степени сравнения – чернее, чернейший; имеет краткую форму -чёрен, черна, черно, черны; образует сложное слово путём повтора – чёрный-чёрный; сочетается с наречием «очень» - очень чёрный) земле, под зелёной (качеств., образует степени сравнения – зеленее, зеленейший; имеет краткую форму -зелен, зелена, зелено, зелены; образует сложное слово путём повтора – зелёный-зелёный; сочетается с наречием «очень» - очень зелёный) корягой, драгоценные (качеств., образует степени сравнения – драгоценнее, драгоценнейший; имеет краткую форму -драгоценен, драгоценна, драгоценно, драгоценны) камни, железный (относит., обозначает материал; не может быть в большей или меньшей степени) нож.

2. Найдите и выпишите имена прилагательные, при образовании которых происходит чередование согласных.

Сказочный – сказка, к//ч; дороги – дороже, г//ж; яркие – ярче, к//ч; ручная – рука, ч//к.

3. Выпишите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, какая это степень сравнения. Как она образована?

4. Выполните полный морфологический разбор двух-трёх имён прилагательных (на выбор) из второго абзаца текста.

5. Какие выразительные средства языка встретились вам в этом тексте? Выпишите примеры.

Выразительные средства: эпитеты (сказочный клад, под замшелой корягой, резные листья, «золотые» и «серебряные» бумажки, потайных сундуков, знакомая ручная сорока), метафоры (мерцали гнилушки, скулили комары), сравнения (золото становилось золотистее золота; серебро – серебристее серебра; камни горели ярче радуги), олицетворения (перешёптывались листья осины).

6. Найдите в тексте авторский неологизм.

Авторский неологизм – никудышки.

7. Являются ли синонимами слова клад — тайник, хлам — пеку-дышки? Как называются такие синонимы? Являются ли антонимами слова клад — хлам! Докажите.

Слова «клад – тайник», «хлам – никудышки» являются контекстуальными синонимами (синонимы только в этом тексте). В данном тексте слова «клад – хлам» являются контекстуальными антонимами: клад – это что-то ценное, хлам – это что-то ненужное.