Упр.57 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:

1. Прочитайте и сравните тексты. Что их объединяет? В чём их различие?

Эти тексты объединяет общая тема – искусство слова; основная мысль – словом можно описать всё: предмет, впечатление, чувства, настроение; одинаковый тип речи – рассуждение. Отличаются они стилем.

1) Что такое словесность? У слова словесность три основных значения. Во-первых, это словесное творчество. Это искусство рисовать словом картины и изображать людей, рассказывать об их поступках и переживаниях, выражать словом мысли и чувства.

Кроме того, словесность — это все произведения искусства слова: устное народное творчество и книжная, письменная литература.

И наконец, словесность — обобщённое название всех наук о языке и литературе — это грамматика и лексикология, история и теория литературы, стилистика и риторика и другие науки.

Подумаем, в чём своеобразие искусства слова, его отличие от других видов искусства. Сравним словесность с живописью. И живописец, и поэт изображают явления, которые они видят в жизни. Но поэт делает это с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углём. <...> Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец.

• Какие конкурсы можно провести?

• Как нужно поощрять тех, кто соблюдает нормы языка, и нужно ли порицать тех, кто их нарушает?

Стиль первого текста научно-учебный, потому что в нём говорится о словесности, искусстве слова; приводятся факты; используются научные термины; слова в прямом значении; простым и понятным языком сообщается научная информация. Предложения преимущественно простые и осложнённые вводными словами, однородными членами.

Стиль второго текста научно-популярный, потому что в нём нет терминов; автор использует эпитеты (заворожённый взгляд; жизненный путь; холодным, отчуждённым светом), метафоры (в безбрежном океане звёздных мириад; освещают жизненный путь; светят жаром летнего полуденного солнца), сравнения (слова похожи на звёзды); диалог с читателем; вопросительные предложения; предложения преимущественно сложные и осложнённые деепричастными оборотами, однородными членами.

План

1) Что такое словесность?

а) словесное творчество;

б) произведения искусства слова;

в) науки о языке и литературе.

2) Своеобразие искусства слова.

Первый текст помогает ответить на вопрос: «В чём своеобразие словесности?»

Заголовок второго текста – «Слова как звёзды». Слова в тексте сравниваются со звёздами, освещающими наш жизненный путь, делающими его осознанным, формирующими человеческую жизнь. Я бы сравнила слова с цветами. Они разные: пышные и скромные, яркие и блёклые – но все разные, и каждый хорош по-своему.

Придумайте, какие ещё вопросы можно включить в «Программу...». Работайте над проектом всем классом.

Программа сохранения русского языка

1) Чтобы сберечь русский язык, нужно принять закон о сохранении русского языка, об обязательном экзамене по культуре речи для всех политических деятеле, руководителей всех рангов, для журналистов, теле- и радиоведущих.

2) На радио и телевидении недопустимо использование бранной, грубой лексики, недопустимы речевые ошибки.

3) Нужно написать и издать книги о бережном отношении к нашему родному русскому языку; о том, как сохранить русский язык.

4) Можно провести творческий конкурс на придумывание русских синонимов иностранным названиям предметов, явлений, процессов; конкурс чтецов; конкурс на знание норм русского языка.

5) В целях сохранения русского языка тех, кто соблюдает нормы языка, нужно поощрять, например, работающих дополнительными днями к отпуску или премией к Дню славянской культуры и письменности, обучающихся дополнительными каникулами или билетами в театр.

Дополнительные вопросы.

1) Какие изменения нужно внести в школьную программу обучения русскому языку, чтобы повысить интерес к изучению русского языка, повысить грамотность?

2) Какие передачи нужно вести на радио и телевидении, чтобы воспитывать любовь и уважение к языку, желание его изучать и сохранять?

3) Как проводить мониторинг соблюдения гражданами норм русского языка?