Анализируем текст Параграф 10 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:

1. Прочитайте стихотворение Николая Михайловича Рубцова. Назовите его тему и основную мысль.

Тема стихотворения Николая Михайловича Рубцова – красота раннего летнего утра.

Основная мысль – созерцание «прекрасного пробуждения земли» рождает понимание «прелести бытия», чувство единения с природой, добрые и радостные мысли.

Прекрасно пробуждение земли!

Как будто в реку — окунусь в природу...

И что я вижу: золото зари Упало на серебряную воду.

Густая тьма ещё живёт в дубравах.

Ты по дороге тихо побредёшь...

Роса переливается на травах,

Да так, что даже слов не подберёшь!

А вот цветы. Милы ромашки, лютик.

Как хорошо! Никто здесь не косил.

В такое утро все красивы люди.

Я сам, наверно, до чего красив...

Тень от меня летит по полю длинно...

Так вот она вся прелесть бытия:

Со мною рядом синяя долина,

Как будто чаша, полная питья!

Всё в мире в этот час свежо и мудро.

Слагается в душе негромкий стих.

Не верю я, что кто-то в это утро Иное держит в замыслах своих.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне Трудом украсить эту красоту.

2. Какие выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их.

В стихотворении использованы следующие выразительные средства:

- эпитеты (на серебряную воду, густая тьма, синяя долина, негромкий стих, поле чистое),

- метафоры (золото зари, бросаю радость полными горстями),

- сравнения (как будто в реку – окунусь в природу; долина, как, будто чаша, полная питья),

- олицетворения (пробуждение земли, тьма живёт, тень летит).

3. В каком значении употреблены выделенные слова в словосочетаниях: золото зари, на серебряную воду?

Выделенные слова в словосочетаниях «золото зари», «на серебряную воду» употреблены в переносном значении.

4. Как вы думаете, зачем автор в последней строке стихотворения использовал однокоренные слова?

Автор в последней строке стихотворения использовал однокоренные слова «украсить» и «красоту», чтобы донести до читателя очень важную мысль: крестьянский труд является частью этой красоты.

5. Как вы понимаете предложение, которое выделено в тексте? На иервый взгляд слова свежо и мудро несочетаемы по смыслу. Действительно ли это так? Напишите сочинение-рассуждение о восприятии природы человеком.

В стихотворении выделено предложение «Всё в мире в этот час свежо и мудро». Свежо – ранним утром прохладно, отдохнувшая природа пробуждается для нового дня; мудро – в этот ранний час человек ощущает единение с природой, радость, которой ему хочется поделиться с окружающим миром, у него рождаются добрые светлые мысли.

Сочинение

Восприятие природы человеком

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Разве может человек существовать отдельно от природы? Она даёт ему пищу, одежду, строительные материалы, предметы обихода. Природа вдохновляет человека на создание поэтических, художественных, музыкальных и прочих шедевров. Она даёт ему возможность насладиться очарованием всех времён года, бескрайними степями и непроходимыми зарослями лесов, морской стихией и фантастическими горными вершинами. Природа щедро делится с человеком всем, что у неё есть.

А человек? Всегда ли он с благодарностью принимает дары природы? К сожалению, нет, не всегда. Беспощадно вырубаются леса, что ведёт к исчезновению птиц и животных, к изменению климата. И хотя в последние годы очень многое делается для сохранения лесного богатства, этого, к сожалению, недостаточно. Кроме того, люди довольно часто неаккуратно обращаются с огнём, бросают окурки, разводят костры в неположенных местах. Результат – огромные площади лесов, выжженные огнём. И самим же людям приходится бороться с последствиями чьей-то безответственности.

Другая актуальная проблема – загрязнение водоёмов. Это и сточные бытовые отходы, и отходы производства, и утечки топлива морских и речных судов, и сброс различного мусора в водоёмы. Всё это ведёт мир к экологической катастрофе, к массовой гибели всего живого, к возникновению новых болезней.

Пришло время понять, что возможности природы не безграничны, что её надо любить, ценить и защищать от деятельности самого человека не только ради сохранения природы, но ради сохранения всего живого на земле, ради сохранения человека.