Упр.41 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:

41. Рассмотрите схему. Сделайте общий вывод о стилистических функциях архаизмов и историзмов в художественном тексте и оформите его в виде небольшого сочинения-рассуждения, содержащего тезисы и подтверждающие примеры-иллюстрации.

Функции архаизмов и историзмов в художественном тексте различны и призваны выполнять разные задачи.

Устаревшие слова используются для создания торжественности и высокого стиля речи, например, в «Вельможе» Державина:

Не украшение одежд

Моя днесь муза прославляет,

Которое, в очах невежд,

Шутов в вельможи наряжает;

Не пышности я песнь пою;

Не истуканы за кристаллом,

В кивотах блещущи металлом,

Услышат похвалу мою. (1794)

Также они используются для обозначения исчезнувших предметов или для передачи колорита эпохи, например, «Грибоедовский вальс» Александра Башлачёва:

В отдаленном совхозе «Победа»

Был потрепанный старенький «ЗИЛ»,

А при нем был Степан Грибоедов,

И на «ЗИЛе» он воду возил.

Еще они используются для создания иронии и сарказма, например, у Салтыкова-Щедрина:

Это единственное — и, надо сказать, весьма доброкачественное — утешение, которое представляется человеку, осужденному безмолвно стоять, в качестве обвиняемого, перед сонмищем невежественных и злых уличных лоботрясов. Но спрашивается: насколько подобные утешения могут поддерживать в человеке охоту к жизни?

Таким образом архаизмы и историзмы в художественных текстах зачастую выполняют роли средств выразительности и делают описываемые картины ярче и живее, а так же помогают автору лучше выразить свои мысли.