Упр.3 ГДЗ Рыбченкова Александрова 8 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова 8 класс, Просвещение:

3 Прочитайте фрагмент из повести К. Паустовского «Золотая роза». О чём рассказал автор? С какой целью?

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне маленький мальчик пришёл во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал: «Пойдём смотреть грома!»

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий. Но оно придавало резкую выразительность слову.

Автор рассказал о большом разнообразии слов для описания небесных явлений, чтобы показать богатство русского языка.

1. Опираясь на контекст, объясните значение слова обложная.

Обложная – гремит со всех сторон, всё небо затянуто тучами.

2. Что привлекло внимание писателя в речи мальчика? Почему? Согласны ли вы с тем, как автор объясняет этот языковой факт? Своё мнение поясните.

Внимание писателя в речи мальчика привлекло то, как он произнёс слово «гром» во множественном числе – «грома?». Автор поясняет это тем, что гремело со всех сторон. Кроме того, мальчик сказал «смотреть грома?», а не слушать, и здесь автор вспоминает слова из «Божественной комедии» Данте: «солнца луч умолк», а не погас, поэтому автор и говорит о смещении понятий, которое даёт выразительность словам.

3. Проанализируйте и охарактеризуйте текст с точки зрения проявления в нём тех качеств, которые свидетельствуют о высоком уровне владения языком. Какие из этих качеств речи проявляются в прочитанном тексте в большей степени? Как вы думаете, почему?

В прочитанном тексте в большей степени проявляются следующие качества речи: выразительность, богатство речи, доступность, ясность.