Упр.114 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:

1. Прочитайте отрывок из рассказа «Огоньки». Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите тип текста. На какие признаки текста вы будете при этом ориентироваться?

Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...

— Ну, слава богу! - сказал я с радостью, — близко ночлег!

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять

апатично налёг на вёсла.

— Далече!

Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди — огни!.. (Б. Короленко)

Тема отрывка из рассказа «Огонька В. Короленко» - об огоньке, который увидел рассказчик, казалось, совсем близко, но плыть до него по реке пришлось долго.

Основная мысль текста – чтобы достичь цели в жизни, «приходится налегать на вёсла», прилагать много усилий.

Тип текста – рассуждение-размышление.

Тезис: «Ну, слава богу! – сказал я с радостью, - близко ночлег!» Аргументы: «Гребец…апатично налёг на вёсла. – Далече.», «Гребец был прав: оказалось действительно далеко», «…огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко и всё тек же далеко». Вывод: «И опять приходится налегать на вёсла… Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!..»

2. Есть ли в тексте разговорные и просторечные слова? Как вы полагаете, с какой целью их использует автор?

В тексте есть разговорное выражение «Ну, слава богу!» и просторечное слово «Далече!». Автор употребляет их для создания непринуждённой обстановки; передачи особенностей речи героев; радость одного героя от того, что скоро закончится долгое плавание по угрюмой реке и будет ночлег; знание особенностей местности вторым героем.

3. Как вы понимаате значение слова апатично? Подберите к нему синонимы.

Апатично – равнодушно, безразлично, безучастно, вяло, холодно.

4. Вспомните разряды наречий по значению. Выпишите из текста наречия, группируя их по разрядам. Наречий каких разрядов нет в тексте? Приведите свои примеры таких слов.

Разряды наречий, которые встретились в тексте:

- образа действия - вдруг, ярко, сильно, опять, апатично, так, часто;

- времени - давно, долго, раньше, после;

- места - впереди, близко, далече, далеко, назади;

- меры и степени - совсем, много;

- неопределённые – как-то.

В тексте отсутствуют наречия причины (сгоряча, сослепу, спросонок) и наречия цели (нарочно, невзначай, специально).

5. Какой частью речи являются выделенные слова: наречием, кратким прилагательным, словами категории состояния? Докажите.

Выделенные слова «ярко», «сильно», «близко» являются наречиями, потому что относятся к глаголу «мелькнул», отвечают на вопросы «как? (ярко, сильно)», «где? (близко)» и обозначают признак действия.

Выделенное слово «далеко» является наречием, потому что зависит от существительного «огни», отвечает на вопрос «где?» и обозначает признак предмета.

6. Выполните морфологический разбор трёх прилагательных (по одному каждого разряда).

7. Как вы думаете, почему в тексте преобладают глаголы в форме прошедшего времени?

В тексте преобладают глаголы прошедшего времени, потому что речь идёт о событиях, произошедших с рассказчиком в далёком прошлом.

8. Выпишите частицы, укажите их значение. Какую роль они выполняют в тексте?

Частица «не» придаёт отрицательное значение словам (не поверил, не одного меня).

Частица «и» придаёт усилительное значение (так и стоял, и долго ещё мы плыли, и опять приходится налегать на вёсла).

Частица «же» придаёт оттенок усиления или выделения смысла слова (так же, в тех же).

Частица «ещё» придаёт оттенок усиления (и долго ещё мы плыли; а огни ещё далеко).

Частица «всё-таки» выражает значение противопоставления содержанию предыдущего высказывания (Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла…).

9. Какие слова, по вашему мнению, часто повторяются в тексте? Почему? Выпишите словосочетания с этими словами. Какими будут эти словосочетания — именными или глагольными?

В тексте часто повторяются слова «тёмный», «огонёк», «огонь». Слово «тёмный», вероятно, олицетворяет трудную жизнь героя, полную неизвестности, борьбы, лишений. Слова «огонёк» и «огонь» как путеводные звёздочки, указывающие путь к цели, как смысл жизни.