Анализируем текст Параграф 1 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:

1. Прочитайте фрагмент повести «Владимирские просёлки».

Каждому дереву своя цена!

Нанесёт ветерком, и за версту услышишь, как цветёт липа! Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому разнотравью. В тихую погоду несметное количество пчёл слетается сюда на работу. Старое дерево, посветлев от цветения, гудит, шумит пчёлами, **мелькающими, мельтешащими** среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается мёда, чем с гектара цветущей гречихи.

От черёмухового цвету нет подобного проку, но цветёт она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, первых свиданий, горячей девичьей любви.

Но отцветают черёмуха и сирень, жухнут травы, желтеют листья. Уж и пчёл уносит в тёплые душноватые омшаники. Краски увяданья господствуют в осенних окрстностях, и ни одно из деревьев, празднично украшавших нашу землю в летние дни, не в силах теперь быть украшением. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей шиповника! (В. Солоухин)

2. К какому типу относится этот текст? Почему?

1) описание 2) повествование 3) рассуждение

Тип речи фрагмента повести «Владимирские просёлки» В. Солоухина – рассуждение: в тексте автор доказывает мысль о том, что каждое дерево имеет свою цену. Тезис вынесен в заголовок. Автор приводит аргументы: 1) цветущую липу за версту услышишь по её медовому аромату; 2) черёмуха цветёт рано и ассоциируется с тайными встречами, первыми свиданиями, с любовью; 3) с приходом осени эти деревья уступают место шиповнику. Вывод: каждому дереву своё время.

3. Определите способ связи 2-го и 3-го предложений в тексте:

1) последовательный 2) параллельный

Способ связи второго и третьего предложений – последовательный: «Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому разнотравью. В тихую погоду несметное количество пчёл слетается сюда на работу.»

4. Какие средства связи используются между 2, 3 и 4-м предложениями? Выпишите их, охарактеризуйте.

Средства связи между вторым и третьим предложениями: морфологические (от неё - наречие «сюда»), синтаксические (прямой порядок слов).

Средства связи между третьим и четвёртым предложениями: морфологические (формы одного слова «пчёл - пчёлами»), синтаксические (прямой порядок слов).

5. Укажите средство выразительности в предложении:

незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльсткому разнотравью.

1) метафора 2) сравнение 3) олицетворение

В предложении «Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому разнотравью.» использовано средство выразительности – метафора: «река медового аромата».

6. В каком значении употребляется в тексте слово цвет (от черемухового цвету)?

1) То же, что цветок.

2) Лучшая часть чего-л.

3) Период цветения у растений.

Слово «цвет (от черёмухового цвету)» употреблено в первом значении: то же, что цветок.

7. Укажите синоним к слову увянуть.

1) отцвести 2) жухнуть 3) желтеть

Синоним к слову «увянуть» - жухнуть.

8. Найдите «лишнее» в каждой группе слов. Объясните свой выбор.

Цветок, цвести, цветение, цветной, отцветать.

Цветение, цвести, цветущий.

Цветок, цвести, цветение, цветной, отцветать – лишнее слово «цветной», потому что оно означает «разноцветный, окрашенный в несколько цветов», остальные слова являются однокоренными к слову «цветок».

Цветение, цвести, цветущий – лишнее слово «цветение», потому что это существительное. «Цветущий» - причастие, образовано от глагола «цвести».

9. Укажите в каждом столбце стерье «лишнее». Свой ответ обоснуйте.

мелькающий услышать верста

мельтешащий отцветать лирика

украшавший собирать трава

незримый липовый окрестность

нанастный черёмуховый разнотравье

несметный сиреневый равнодушный

Мелькающий, мельтешащий, украшавший – лишнее слово «украшавший», потому что это действительное причастие прошедшего времени, остальные слова являются действительными причастиями настоящего времени.

Услышать, отцветать, собирать – лишнее слово «услышать», потому что это глагол совершенного вида, остальные слова являются глаголами несовершенного вида.

Верста, лирика, трава - – лишнее слово «лирика», потому что оно имеет форму только единственного числа, остальные слова имеют форме единственного и множественного числа.

Незримый, ненастный, несметный – лишнее слово «ненастный», потому что в нём «не» является частью корня, в остальных словах «не» является приставкой.

Липовый, черёмуховый, сиреневый – лишнее слово «сиреневый», потому что в нём суффикс «-ев-», в остальных словах суффикс «-ов-».

Окрестность, разнотравье, равнодушный – лишнее слово «окрестность», потому что в нём один корень «окрест-», остальные слова являются сложными с двумя корнями (разнотравье, равнодушный).

10. Являются ли синонимами выделенные в тексте слова? Докажите.