Упр.204 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:

204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века В. О. Ключевского. Выполните пунктуационный разбор двух бессоюзных сложных предложений устно, двух - письменно. Какими по структуре являются остальные предложения? Объясните (устно) постановку в них знаков препинания.

1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия. 2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия. 3. Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить2 в своей обители образцовый порядок иноческого* общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. 4. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. 5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. 6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. 7. Тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего произведения. 8. Высшая степень искусства говорить — уменье молчать. 9. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.

Вариант ответа 1

1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворе ния его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия.

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения – двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно.

2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия.

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения – двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно.

3. 1Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: 2своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить2 в своей обители образцовый порядок иноческого* общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества.

4. 1Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; 2западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества.

5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. – Бессоюзное сложное предложение.

6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. – Бессоюзное сложное предложение.

7. Тайна искусства писать – уметь быть первым читателем своего произведения. – Простое предложение.

8. Высшая степень искусства говорить – уменье молчать. – Простое предложение.

9. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. – Простое предложение.

Примечания: ; : – знаки между прост. предл. в составе сложного

, – запятая при однородных членах

, – запятая при обособленном определении

– – тире между подлежащим и сказуемым

Иноческий* – монашеский.

Вариант ответа 2

1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: (вторая часть поясняет всю первую часть) увеличивая и регулируя энергию физических сил, (запятая отделяет деепричастный оборот) нельзя истощать их и выводить из равновесия.

2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: (вторая часть поясняет всю первую часть) её сравнительно легко вывести из равновесия.

3. 1)Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: (вторая часть поясняет всю первую часть) 2)своим смирением, (запятая разделяет однородные дополнения) терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением: Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей... и вторым ...своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества ставится знак разделения - двоеточие, так как вторая часть поясняет всю первую часть. Во втором предложении между однородными сказуемыми установить, воспитать ставится знак разделения - запятая, так как они соединены бессоюзной связью.

4. 1)Греческое влияние захватывало всё общество, (запятая отделяет деепричастный оборот) не захватывая всего человека; (точка с запятой разделяет простые осложнённые предложения) 2)западное влияние захватывало всего человека, (запятая отделяет деепричастный оборот) не захватывая всего общества.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением: Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека... и вторым ...западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. ставится знак разделения - точка с запятой, так как обе части предложения являются осложнёнными деепричастными оборотами. В первом предложении между деепричастным оборотом не захватывая всего человека... и остальной частью предложения ставится знак разделения - запятая. Во втором предложении между деепричастным оборотом ...не захватывая всего общества. и остальной частью предложения ставится знак разделения - запятая.

5. 1)Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, (запятая разделяет однородные дополнения) самыми мощными двигателями человеческого развития; (точка с запятой разделяет простые осложнённые предложения) 2)они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, (запятой отделяется причастный оборот) соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества.

- и - = ; - = .

6. 1)Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: (вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части) 2)знание прошлого не только потребность мыслящего ума, (перед противительным союзом но всегда ставится запятая) но и существенное условие сознательной и корректной деятельности.

- = : потому что - = , = .

7. Тайна искусства писать - (подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом) уметь быть первым читателем своего произведения. (простое предложение)

8. Высшая степень искусства говорить - (подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом) уменье молчать. (простое предложение)

9. Уметь разборчиво писать - (подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое - именем существительным в именительном падеже) первое правило вежливости. (простое предложение)