Упр.258 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:

258. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в одном бессоюзном предложении, в одном сложносочинённом и в одном сложноподчинённом. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями сложных предложений.

1. Вдоль разворочанных дорог

и разорённых сёл

мы шли по звёздам на восток

товарища я вёл.

Он отставал он кровь терял

он пулю нёс в груди

и всю дорогу повторял:

Ты брось меня. Иди...

Наверно если б ранен был

и ш..л в степи чуж..й

я точно так бы говорил

и не кривил душ..й.

2. Мы пробирались по кустам

брели ползли (кой)как.

И снег нас в поле не застал

и не заметил враг.

И рану тяжкую в груди

осилил спутник мой.

И всё что было позади

занес..но зимой.

(А. Твардовский)

Вариант ответа 1

1. Вдоль развороченных (полное страд. причастие, образованное от глагола сов. вида) дорог

и разорённых сёл

мы шли по звёздам на восток, –

товарища я вёл (БСП со значением причины).

Он отставал (отстал), он кровь терял,

он пулю нёс в груди

и всю дорогу повторял:

– Ты брось меня. Иди...

Наверно, если б ранен был

и шёл (шедший) в степи чужой (после шипящего в окончании прил. под ударением о),

я точно так бы говорил

и не кривил душой (после шипящего в окончании сущ. под ударением о) (СПП с придаточным условным).

2. Мы пробирались по кустам,

брели, ползли кой-как.

И снег нас в поле не застал,

и не заметил враг (ССП, смысловые отношения перечислительные).

И рану тяжкую в груди

осилил спутник2 мой.

И всё, что было позади,

занесено (краткое причастие, зимой.

(А. Твардовский)

Спутник – человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь, путешествует; попутчик; тот, кто сопровождает кого-нибудь в жизни, совершает вместе с кем-нибудь жизненный путь.

Вариант ответа 2

1.

Вдоль развороченных (разворотить, в страдательных причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс -енн-) дорог

и разорённых сёл

мы шли по звёздам на восток, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) - (тире ставится, так как вторая часть предложения усиливает лексическое значение первой части)

товарища я вёл.

Он отставал, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного; проверочное слово: отстать) он кровь терял, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного)

он пулю нёс в груди

и всю дорогу повторял:

- Ты брось меня. Иди... (дефис перед прямой речью)

Наверно, (запятой выделяется вводное слово) если б ранен был

и шёл (после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё) в степи чужой, (запятая отделяет главное предложение от придаточного; степи (какой?); после шипящих пишется гласный о)

я точно так бы говорил

и не кривил душой. (после шипящих пишется гласный о)

2.

Мы пробирались (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) по кустам, (запятая между однородными сказуемыми)

брели, (запятая между однородными сказуемыми) ползли кой-как.

И снег нас в поле не застал, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного)

и не заметил враг.

И рану тяжкую в груди

осилил спутник мой.

И всё, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что было позади, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)

занесено (проверочное слово: нёс) зимой.