Упр.49 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:

49 Выполните анализ типовых фрагментов текста из упр. 47.

I Повествование

1. Сначала прочитайте целиком повествовательную часть, исключив из текста описательные фрагменты и рассуждение.

2. Найдите в каждом предложении «данное» (кто?) и «новое» (что делает?) и рассмотрите способы выражения того и другого:

Какая часть речи используется для выражения «данного»?

Каким образом автор уходит от слишком частого и потому нежелательного повторения одного и того же слова в «данном»?

Какие глагольные формы используются в «новом»? Укажите вид и время глагола и объясните, чем вызвано употребление каждой формы.

Найдите в составе «нового» наречия, деепричастия и другие языковые средства, которые показывают, как протекало действие. Объясните их стилистическую роль.

Оцените выразительность глагольной лексики, найдите глаголы-синонимы.

Найдите предложения с однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения и объясните их стилистическую функцию.

Описание состояния человека

1. Выделите из текста фрагменты с описанием состояния человека.

2. Найдите слова, выражения, синтаксические конструкции, в которых раскрывается состояние героя произведения. (Напоминаем, что «новое» в этом типовом фрагменте отвечает на вопрос каково ему?)

3. Воспользуйтесь порядком разбора повествовательной части (см. с. 31).

Рассуждение-размышление

1 Прочитайте фрагмент со значением рассуждения-размышления.

2 Найдите в нём две части:

информативную, где прямо сообщается, что понял герой;

изобразительную, где показывается ход его мыслей.

Какие синтаксические конструкции используются в 1-й части и какие — во 2-й?

Оцените стилистическую роль сложноподчинённого предложения, с одной стороны, и цепи простых вопросительных предложений — с другой.

Описание состояния окружающей среды

1. Покажите, как развивается основная мысль текста, проходя через все три разобранных выше фрагмента и связывая их в цельный текст.

2. Определите роль в этом отрывке 4-го фрагмента со значением описания состояния окружающей среды:

Связан ли он с основной мыслью текста? Если связан, то как?

Оцените изобразительную силу использованных в нём языковых средств: слов, употреблённых в переносном значении, причастного и деепричастного оборотов.

ПЛАН ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль речи.

2. Найдите в нём типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив в ней число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом (один фрагмент включается в другой или «приставлен» к другому).

3. Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.

4. С этих позиций проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Для этого найдите «данное» и «новое» и укажите, чем они выражены.

5. Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приёмы.